.
.

Ожога схиархимандрит серафим


Схиархимандрит Серафим (Мирчук) - основатель Благовещенского женского монастыря с.Ожога. / Монастырский вестник

Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иларионович Мирчук) родился 15 мая 1936 года на Украине в городе Проскурове. Рано осиротев, жил у родственников, утешаясь молитвой и верой в любовь Господню. После окончания начальной школы удалился в Почаевскую Лавру, где принял монашеский постриг с именем Валерий. В 1958 году был рукоположен в сан иеродиакона. В 60-х годах во время тяжких гонений на почаевских иноков по воле Божией отец Валерий оказался в Воронежско - Липецкой епархии. В 1965 году иеродиакон Валерий был рукоположен в иеромонаха архиепископом Воронежским и Липецким Палладием (Каменским).

В феврале того же года его назначили настоятелем Михайло-Архангельского храма села Ячейка Воронежской области. В мае 1978 года в сане игумена отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Приехал отец Валерий в Ожогу, как оказалось, навсегда. Со временем при Благовещенском храме образовалась община матушек-церковниц, тайно живущих по монастырскому уставу. Особенно тяжело Ожоговской общине приходилось в первые годы, когда советская власть была еще сильна. Но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен, для советской власти служение его оставалось сокрыто. Его поддерживал епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий.

31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов. 11 января 2005 года схиархимандрит Серафим завершил свои труды земные, а погребение его состоялось через два дня 13 января 2005 года. В Благовещенском храме села Ожога было совершено его отпевание.

     Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря. Место погребения старец выбрал сам. Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

monasterium.ru

Старец из Ожоги — Благовест


11 января 2005 г. отошел ко Господу великий старец нашего времени схиархимандрит Серафим (Мирчук).
Отпевание проходило 13 января в храме Благовещения Пресвятой Богородицы с. Ожога Воловского района Липецкой области. Службу совершили Епископ Липецкий и Елецкий Никон, Схиепископ Алипий (Погребняк) из Святогорского монастыря, Схимитрополит Ювеналий (Тарасов), находящийся на покое, в сослужении сонма священников.
Схиархимандрит Серафим (Мирчук Василий Илларионович) родился 15 мая 1936 года в г. Проскурове Каменец-Подольской обл. После смерти матери в 1937 году до 1950 года жил у тети (сестры отца) Василисы Ивановны Щербаковой. С 1944 по 1949 годы учился в начальной школе, окончил 3 класса. С 1950 и по 1959 год жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, с 1959 по март 1961года находился в монастыре Почаевской Лавры. Исполнял разное монастырское послушание: клиросное, пономарское, просфорное, хлебное, трапезное и др. 4 марта был пострижен в мантию с именем Валерий. 11 августа 1958 г. посвящен в сан иеродиакона.
 С 23 марта 1961 г. до 3 сентября 1963 г. трудится при Михаило-Архангельском храме села Малые Ясырки Анненского района Воронежской области в качестве старосты, исполнял клиросное послушание и был псаломщиком. 4 сентября 1963 г. отца Валерия перевели в Воскресенскую церковь г. Новохоперска. 8 февраля 1965 года он посвящен в сан иеромонаха Архиепископом Воронежским и Липецким Палладием. 16 февраля 1965 г. назначен настоятелем в Михаило-Архангельский храм с Ячейки Эртильского района Воронежской области. В связи с плохим состоянием здоровья и по ходатайству настоятеля Вознесенского Собора г. Ельца архимандрита Исаакия иеромонах Валерий был переведен клириком этого Собора, где служил до 1978 г. В 1970 г. награжден наперсным крестом. В 1978 году становится игуменом.
12 мая 1978 года назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области. 31 марта 1980 г. награжден крестом с украшениями. В 1982 году - саном архимандрита. В 1995 г. награжден правом служить с открытыми Царскими вратами.
 
Проститься с духовным отцом приехали его духовные чада со всех концов России и Украины. Наряду с маститыми священниками, игуменами, иеромонахами было немало игумений и настоятельниц монастырей. Перед воротами обители стояло несколько автобусов и множество легковых автомобилей, по номерам которых можно было судить, что батюшку знают в самых отдаленных епархиях СНГ.
В своем кратком слове епископ Липецкий и Елецкий Никон сказал, что знал старца почти 30 лет. Нередко общался с ним в простой домашней обстановке, когда время было тяжелое, и Советская власть устраивала гонения и травлю священников.
Он указал на ряд его духовных чад, которые стали известными схимниками или схимницами, настоятелями и настоятельницами монастырей. Отметил, что сам будущий старец с ранней юности пребывал в Почаевской Лавре и приехал в Липецкую епархию после известного хрущевского разгона монахов Почаевской Лавры. Отец Серафим очень страдал от многочисленных болезней и особенно - сахарного диабета, и последние его годы были годами настоящего мученичества! Нередко он находился в безсознательном состоянии (диабетической коме), но по молитвам верующих вновь поправлялся и продолжал свое нелегкое служение Богу и людям.
Схиепископ Алипий (Погребняк)в своем слове назвал схиархимандрита Серафима старцем и подчеркнул особо, что сам отец Серафим никому не позволял называть себя старцем, но теперь он может сказать об этом открыто. Более того, отметил Владыка Алипий, батюшка старался идти средним путем: не пророчествовать, не исцелять, ничем не показывать свое старчество, но старался жить смиренно и даже прикрывал свои духовные дарования легким юродством. Он выполнял свою миссию на земле скромно, пребывая в молитве и терпении многочисленных болезней, но никто не ушел от него не накормленным и неумиротворенным.
 
Мне хочется сказать несколько слов об этом дивном Батюшке! Промыслом Божиим в начале 90-х г. в Успенском храме г. Усмани образовалась группа духовно близких людей, в которую попал и автор этих строк. Под руководством настоятеля священника Владимира Баязова мы организовали работу воскресной школы, начали выпуск Православной газеты, помогали в строительстве колокольни. Однажды отец Владимир предложил съездить в с. Ожогу к отцу Валерию (так звали схиархимандрита Серафима до пострижения в схиму), который, по его словам, создал некую обитель, и опыт работы его нам мог пригодиться в дальнейшей организации прихода или возрождения Усманского монастыря.
Мы приехали в Ожогу и своими глазами увидели уникальный комплекс, построенный под руководством старца. В этот комплекс входил прекрасно отреставрированный храм, рядом стояла двухэтажная богадельня для престарелых людей, по периметру тянулся сплошной ряд хозяйственных построек: амбары, сараи, погреба, подвалы, конюшни, коровники, мастерские, к которым примыкали поля и огороды. Все находилось в идеальном порядке, ухожено, отремонтировано, вычищено, покрашено, поля обработаны.
По словам одной местной монахини, урожай у них по молитвам отца Валерия всегда отменный, в то время как на колхозных полях такого просто не бывает. По благословению старца они даже вырастили ряд южных растений, которые здесь не вымерзают в самые сильнее морозы.
Но особое удивление у нас вызвал общежительный корпус для монахинь и престарелых жителей окрестных деревень. В нем имелись комнаты и кельи, небольшая уютная домовая церковь, централизованная котельная, столовая и кухня, прачечная, и в каждой келье стояла русская печь(!). Как пошутил старец – для постоянно мерзнущих бабушек, чтоб грели на печи свои старые кости. Встретил батюшка нас по обычаю очень радушно, сытно и вкусно накормил, рассказал много интересного из жизни своей обители, которая как монастырь, конечно, нигде не значилась.
Нас поразила одна престарелая насельница, которая писала в своей келье крупные иконы для храма и образа небольшого размера. Чистое, ясное письмо оставило незабываемое впечатление.
И все это было создано в советское время, когда, по словам священников, без разрешения уполномоченных по делам религии нельзя было в храмах гвоздя забить! Откуда в глухой деревне спонсоры? Да еще в советское время? Откуда стройматериалы и строительная техника, которые строго учитывались и контролировались?
Это по молитвам старца отца Валерия (в схиме Серафима) Бог творил чудеса и никто об этом не знал. Его как бы не заметили богоборческие власти того времени. А Владыка Ювеналий, в то время епископ Воронежский и Липецкий, помогал ему своими молитвами.
Интересен в связи с этим один факт: недалеко от этого села один игумен попытался создать нечто подобное примерно в это же время, он  восстановил храм и стал строить хозяйственные постройки. Но об этом быстро узнали областные власти и запретили ему не только строить, но и служить. Пришлось священнику покинуть пределы епархии.
После той памятной поездки у меня возникло желание еще раз побывать у этого старца и поговорить с ним. Зная, что к нему просто так не попадешь, - он старался не принимать людей по своему смирению и физической немощи, я искал кого-нибудь, кто мог бы замолвить за меня словечко. Скоро такая возможность появилась. Один знакомый священник попросил отца Валерия меня принять и тот согласился.
И вот я приехал к нему, но не один. Встретил он нас хорошо. Покормил сначала, потом мы с ним встретились и поговорили. И хотя я многие свои вопросы с ним разрешил, в конце он заявил, чтобы больше к нему не ездили, он болен, забот у него очень много, времени на приемы людей не имеет. Видя мое неподдельное горе, отразившееся на лице, старец во время прощания шепнул мне: «Приезжай только один».
И вот я собрался и поехал к нему сам «на перекладных». Переночевал в обители, исповедался у отца Валерия, причастился. Затем приезжал не один раз и всегда имел плодотворные, полезные беседы.
Одним из главных моих вопросов была проблема Православной газеты, я боялся, что занялся не тем, чем надо мне заниматься (по профессии я врач). Батюшка отвевал уклончиво, мол, ему как монаху газета ни к чему. В очередной приезд я спросил: «Стоит ли свои накопленные средства потратить на оборудование для газеты (компьютер и т.п.)?» Он благословил. А через несколько месяцев в разговоре вдруг сказал, что газета  нужна…
Однажды из-за публикаций в газете статей по проблеме ИНН епархиальные работники решили отстранить меня от редактирования газеты. Скандал приобрел жесткий характер, меня несколько раз предупреждали, наконец, вызвали в епархию. Накануне я позвонил отцу Серафиму и попросил его молитв. Через газету обратился и к читателям, прося их молитв. После жесткого разговора меня все-таки не сняли. А вскоре те люди, которые фактически пытались закрыть газету, сами были сняты со своих должностей…
Когда старец поручал мне его везти на коляске по всем хозяйственным территориям, он давал при этом разные указания и поручения, характеристики людям и делился своими хозяйственными наблюдениями. В общении с людьми он часто показывал юродство. Он как бы шумел и бранился на людей (и на меня тоже), порой обзывал некрасивыми словами, это несколько шокировало и даже настораживало: может ли старец так себя вести? Конечно, логика подсказывала, что истинный старец никак не мог так себя вести, значит, он пока еще не старец. А сердце чувствовало: он настоящий старец!
Хотя он нередко говорил: «Едут тут всякие, старцев ищут, не туда приехали, нет тут старцев, я простой поп со своими грехами и нечего из меня старца делать». Но когда я понял эту «игру», то решил дать понять ему, что раскусил его поведение и больше не верю в его мнимую грубость. Во время очередного разгона, я еле заметно улыбнулся и сразу заметил на себе его пытливый взгляд. Он снова повторил очередную свою «выходку», и снова я чуть-чуть улыбнулся. После этого по отношению ко мне он почти никогда не проявлял «юродство». Только если кто-то был рядом, то он юродствовал «по привычке», но наедине был всегда серьезен и обстоятелен.
Разъяснял вопросы он всегда иносказательно: как бы о ком-то говорил, ругался, поносил. Не сразу становилось понятно, что это есть вразумление и ответ на твой вопрос. Вроде кого-то поругал, даже выгнал - по его словам. А потом едешь от него, вспоминаешь его слова, анализируешь и вдруг понимаешь: о тебе говорил отец Серафим!
А бывает, не успеешь задать вопрос, а он уже отвечает. Однажды я ехал к нему с мыслями, что старцы всегда были очень смиренными, добрыми, о таких говорили: «Мухи не обидит…» А он как относится к мухам? Приехал к нему, захожу в келью, а он с порога говорит своей келейнице: «Дай мне мухобойку». И начинает бить мух, приговаривая: «Ох, уж эти мусики-бесики, совсем замучили…»
Иногда он уходил в затвор и вообще не принимал никого. Он отрицательно относился к разного рода отчиткам, считая, что в Церкви достаточно Таинств, спасающих человека от бесовского наваждения. Когда я спросил его о ставшем в последнее время «модным» методе целительства некоторыми священниками с помощью «копия», он рассказал, что встречался с одним из таких пастырей и требовал от него прекратить подобную деятельность.
Никогда не отпускал посетителя без подарка: иконки, служебной просфоры и даже кошелки с провизией в дорогу. А еда, приготовленная матушками в его обители, так была вкусна, разнообразна и питательна, что очень скоро ты понимал, что уже сыт, но хотелось попробовать и то и это… А хлеб мы всегда выпрашивали с собой и угощали потом всех своих знакомых и родственников: так он был вкусен – никакой деликатес его не мог заменить!
Помню, как я приехал к нему однажды с одним предпринимателем, у того возникла масса проблем и из-за отказа от ИНН, и в связи с организацией бизнеса, в котором много сегодня творится греха и обмана. До этого старец старался не отвечать на вопрос об ИНН впрямую, чтобы не допускать, видимо, ажиотажа среди неофитов, которые потом будут его цитировать, внося нездоровый интерес в его уединенную жизнь, поэтому мы долго не знали его мнения на этот счет. И тут во время разговора с предпринимателем он ясно сказал, что ИНН – это очень плохо.

На мой вопрос, как быть, когда даже преподавательницы воскресной школы стали носить брюки, а по телевизору в Православной передаче говорилось о допустимости брюк для женщин и содержании собак в квартирах, он схватился за голову и сказал: «Это уже отступление от Веры!» (сознательно указываем на этот факт, чтобы читатель имел полноту точек зрения на проблему – см. об этой теме в рубрике «Отвечает священник» - «Собака в доме» – ред.).

Ему многие богатые люди приносили свои деньги. И отец Серафим тратил их не только на обустройство обители, но и помогал строить окрестные храмы. Однажды он перечислял, скольким храмам он помогает, и оказалось, что более десяти! И суммы, которые он направлял туда, были немалые.
Сахарный диабет медленно и неуклонно подтачивал его организм. Стали отказывать почки, появились огромные отеки. Он нередко лежал в больницах в крайне тяжелом состоянии. В последнее время не мог даже перевернуться в постели. На долгие часы и дни терял сознание. И в такие дни все ожидали, что он умрет, но вновь и вновь Господь возвращал его к жизни, чтобы он еще послужил людям… При этом он нередко говорил о том, что ему крайне мучительно и трудно жить…
Но самый удивительный момент в наших отношениях связан со строительством Усманского Богоявленского Собора.
В 2000 году по благословению Митрополита Мефодия было решено в Усмани строить второй храм. Промыслом Божиим меня выбрали старостой нового прихода. Епархия предложила типовой проект небольшого храма, и мы думали, в честь кого его назвать. Я решил ехать за благословением и советом к старцу Серафиму. Не успел подойти к нему (он находился на огороде), как он издали спросил меня полуутвердительно: «Ну что, собор строить собрались?!» - «Какой собор? - удивился я. - Мы имеем проект небольшого храма и думали его назвать в честь Корсунской иконы Божией Матери или Царственных мучеников».
«Нет, - сказал о. Серафим. – Надо восстанавливать Богоявленский собор!» - «А можно в нем освятить престол в честь Царственных мучеников?» - спросил я. «Там было три придела – Богоявления Господня, Корсунской иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, их надо обязательно почтить в первую очередь, а если получится где-нибудь выделить еще придел, то можно в честь Царственных Мучеников»,- сказал старец.
И вот во время образования Попечительского совета глава администрации Усманского района Жуликов Н.С. вдруг сам предложил не ограничиваться строительством небольшого типового храма, а попробовать восстановить Усманский собор. Несмотря на то, что мнения присутствующих разделились, он настоял на своем предложении.
По требованию бывшего секретаря епархии нам не разрешали заказывать проект где-либо на стороне, а только в воронежском проектном институте, который работал совместно с епархией. Но стоил там проект огромную сумму! Таких денег у нас не было. Напряжение в отношениях с начальством возрастало, мы искали выход, нам грозили роспуском Приходского Совета. И вот в самый критический момент я позвонил в Ожогу старцу и попросил его совета и молитв. Отец Серафим крепко выразился насчет чиновников… И обещал помолиться.
Вскоре эта проблема чудесным образом – с необыкновенной легкостью! - была решена. Нам позволили сделать проект за гораздо меньшую плату в другом месте. Мы стали искать проектантов, согласных сделать проект за меньшую стоимость, и обратились «случайно» к архитектору Федорцу А.Г., который, как впоследствии оказалось, сам нередко ездил за советами к старцу Серафиму! Анатолий Григорьевич согласился сделать проект за символическую плату.
Во время разработки проекта архитектор Федорец отмечал удивительный духовный подъем. Более того, он предложил построить сначала храм в подземной части собора, который можно было сделать в относительно короткие сроки, а затем не спеша строить основной храм. То есть храм как бы строит сам себя. «Вот вам и придел в честь Царственных мучеников, который вы так желали»,- сказал он.
Я поехал с проектом за благословением к отцу Серафиму. Тот еще с порога сказал мне, что в проекте забыли пономарку сделать. Затем он открыл эскиз и подтвердил, что надо сказать Федорцу, чтобы он разработал это подсобное помещение в алтаре, оно необходимо в храме. Во время беседы он дал совет читать всем членам приходского собрания Псалтирь, чтобы Господь по нашим молитвам послал бы нам серьезного священника, способного организовать такое большое строительство. И вот почти через год после образования прихода Митрополит Мефодий направил в наш приход опытного священника Виктора Нечаева.
Теперь в каждый мой приезд старец живо интересовался строительством Собора, давал советы и рекомендации.
Незадолго до его кончины я рассказал отцу Серафиму о том, что нижний храм практически построен, мы ждем только иконостас и готовы начинать Богослужения…
Не передать словами те чувства, которые переживает человек при потере духовного отца. Несмотря на наши редкие встречи, он сыграл в моей жизни решающую роль. Более того, он сыграл огромную роль и в истории города Усмани, о чем мало кто догадывается. Своим примером жертвенного служения Богу и людям, подвигом мученичества он снискал Благодать Божию и уподобился (не боюсь этих слов) святым старцам и самому Серафиму Саровскому, имя которого он носил в схиме.

cм. также:

Борис Михайлюк
редактор газеты «Усмань Православная» (специально для «Благовеста»).
21.01.2005

blagovest.cofe.ru

День памяти духовного наставника - схиархимандрита Серафима (Мирчук)

11 января 2017 года исполнилось 12 лет со дня кончины нашего дорогого батюшки – схиархимандрита Серафима (Мирчук).

Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иларионович Мирчук) родился 10 мая 1936 года на Украине, в г. Проскурове Виницкой области. Рано осиротев, жил у родственников.

Свой монашеский путь Батюшка начал в скиту Почаевской Лавры, где был пострижен в монашество, а затем в самой Лавре. В 1961году уволен из монастыря по сокращению штата. Служил в различных храмах Воронежской области.

В 1965 году рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем храма села Ячейка Воронежской области.

С 1968 по 1978 гг. служил в Вознесенском соборе г. Ельца.

В мае 1978 года, в сане игумена, отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Липецкой области.

За 30 лет служения архимандрита Валерия (в схиме Серафима) в Благовещенском храме, возле него собралась женская община, в последствие преобразованная в Благовещенский женский монастырь Липецкой епархии.
Основанная Батюшкой община жила по монашескому уставу. Особенно тяжело было в годы советской власти, когда назначенные уполномоченные сознательно старались препятствовать ремонту и строительству в храме, а проживавших в общине сестер приходилось во время проверок прятать по домам сельчан. Но, благодаря мудрости настоятеля, храм села Ожога благоукрашался, а численность общины увеличивалась.

К 2005 году она насчитывала более 60 насельниц, имела полностью наложенное хозяйство: огороды, скотный двор, мастерские. Работала кухня и трапеза, где кормили сестер и многочисленных прихожан. В храме и на его территории была чистота и порядок.

Каждый день сестрами вычитывался полный богослужебный круг, а также монашеское правило по уставу, благословленному схимитрополитом Серафимом (Мажуга). Напевы и богослужебные традиции во многом были взяты из скита Почаевской Лавры, многое было заимствовано из практики других старцев.

Сохранялась тесная духовная связь между отцом Серафимом и ныне прославленным преподобным Кукшей Одесским, старцами Глинской пустыни - митрополитом Зиновием (Мажуга), схиархимандритом Серафимом (Романцовым), схиигуменом Андроником (Лукаш), а также с архимандритом Исаакием (Виноградовым), иеросхимонахом Нектарием (Овчинниковым) и другими.

Те уставы и монашеские традиции, которые были в дореволюционных монастырях, схиархимандрит Серафим старался привить в своей общине. Многие из духовных чад Батюшки, в последствие, стали игумениями, священниками, архипастырями.

В своем слове на погребение схиархимандрита Серафима архиепископ Алипий (Погребняк) сказал: «Батюшка старался идти средним путем: не пророчествовать, не исцелять, ничем не показывать свое старчество, но старался жить смиренно и даже прикрывал свои духовные дарования легким юродством. Он выполнял свою миссию на земле скромно, прибывая в молитве и терпении многочисленных болезней, но никто не ушел от него не накормленным и не умиротворенным».

После смерти Батюшки часть сестер, во главе с Матушкой Феофанией, приехала на восстановление Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. Те навыки, которые они приобрели, живя в послушании у старца, стали фундаментом для возрождения духовной жизни обители.

Своим духовным чадам Батюшка оставил посмертное завещание:
"Дорогие мои братья и сестры о Господе, молю всех вас, простите меня недостойного вашего собрата и отца. Ныне я отхожу от вас, и из гроба моего вы слышите мое последнее слово. Земно кланяясь всем вам, прошу и молю, простите меня грешного, поминайте в ваших святых молитвах и сотворите о мне милостыню. Молю вас, любезные мои чада, живите в мире, любви и согласии. Не приобретайте на земле земного богатства, но поддерживайте друг друга с любовью по пути в Царство Небесное. Все на земле суета, все тленное, все мимопроходящее. Если будете жить в мире и согласии, то радоваться будет душа моя, а если у вас не будет согласия, то опечалится душа моя. Всю свою отдал я вам любовь и с Божией помощью вел по пути спасения. Не посрамите же мою любовь и надежду на вас.
Если кого когда я оскорбил – прошу, простите меня. Если буду иметь дерзновение у Господа, то буду молиться о вас, чтобы Господь помог и вам всем пройти поприще жизни. Благословляю всех вас и любовью своего сердца объемлю всех. Простите, простите и молитесь о мне грешном".
Ваш недостойный схиархимандрит Серафим (Мирчук).

Вечная память отцу нашему духовному схиархимандриту Серафиму.

Фото из архива Сезеновского монастыря


sezenovo-mon.ru

Старец Серафим (Мирчук)

 

Старец Серафим (Мирчук)

       ( 1936-2005 гг.)

 

 

          Схиархимандрит Серафим (в миру Мирчук Василий Илларионович) родился 15 мая 1936  года в г. Проскурове (Каменец-Подольской обл.). Василий в раннем детстве лишился родителей и воспитывался родной тётёй, сестрой отца,  Василисой Ивановной Щербаковой. Учиться ему довелось только в начальной школе.   В 1950 году он был принят в Свято-Духовный скит Почаевской Лавры, с 1959 г. по март 1961года он подвизался в монастыре Почаевской Лавры, исполнял разное монастырское послушание: клиросное, пономарское, просфорное, хлебное, трапезное.  4 марта 1961 г. он был пострижен в мантию с именем Валерий, а 11 августа 1958 г. посвящен в сан иеродиакона.

            С  23 марта 1961 года он исполнял клиросное послушание, был псаломщиком, старостой Михаило-Архангельского храма села Малые Ясырки Анненского района Воронежской области. 4 сентября 1963 г. отца Валерия перевели в Воскресенскую церковь г. Новохоперска.

            8 февраля 1965 года он был посвящен в сан иеромонаха Архиепископом Воронежским и Липецким Палладием, а 16 февраля 1965 г. назначен настоятелем в Михаило-Архангельский храм с Ячейки Эртильского района Воронежской области... В 1970 году он был награжден наперсным крестом. В 1978 году он становится игуменом.

             12 мая 1978 года его назначают настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области. 31 марта 1980 года он был награжден крестом с украшениями, а в 1982 году - саном архимандрита. В 1995 г. Он удостоился права служить с открытыми Царскими вратами. В 2001 году Схиархимандрит Серафим за усердные труды во благо Святой Церкви получил  высокую награду -  орден Кн. Владимира III степени.

             По свидетельству Схиепископа Алипия (Погребняка) отец Серафим никому не позволял называть себя старцем, он старался идти средним путем: не пророчествовать, не исцелять, ничем не показывать свое старчество, но старался жить смиренно и даже прикрывал свои духовные дарования легким юродством.

             Многие духовные чада старца Серафима стали известными схимниками или

схимницами, настоятелями и настоятельницами монастырей.

 

            Из воспоминаний духовного сына старца Серафима Бориса Михайлюка:

 

«Мы приехали в Ожогу и своими глазами увидели уникальный комплекс, построенный под руководством старца. В этот комплекс входил прекрасно отреставрированный храм, рядом стояла двухэтажная богадельня для престарелых людей, по периметру тянулся сплошной ряд хозяйственных построек: амбары, сараи, погреба, подвалы, конюшни, коровники, мастерские, к которым примыкали поля и огороды. Все находилось в идеальном порядке, ухожено, отремонтировано, вычищено, покрашено, поля обработаны.

             По словам одной местной монахини, урожай у них по молитвам отца Валерия был всегда отменный, в то время как на колхозных полях такого просто не бывает...   Это по молитвам старца отца Валерия (в схиме Серафима) Бог творил чудеса и никто об этом не знал. Его как бы не заметили богоборческие власти того времени. А Владыка Ювеналий, в то время епископ Воронежский и Липецкий, помогал ему своими молитвами.

            Интересен в связи с этим один факт: недалеко от этого села один игумен попытался создать нечто подобное примерно в это же время, он  восстановил храм и стал строить хозяйственные постройки. Но об этом быстро узнали областные власти и запретили ему не только строить, но и служить. Пришлось священнику покинуть пределы епархии.

            Встретил батюшка нас по обычаю очень радушно, сытно и вкусно накормил, рассказал много интересного из жизни своей обители, которая как монастырь, конечно, нигде не значилась...

            В общении с людьми он часто показывал юродство. Он как бы шумел и бранился на людей... Это несколько шокировало и даже настораживало: может ли старец так себя вести? Конечно, логика подсказывала, что истинный старец никак не мог так себя вести, значит, он пока еще не старец. А сердце чувствовало: он настоящий старец! Хотя он нередко говорил: «Едут тут всякие, старцев ищут, не туда приехали, нет тут старцев, я простой поп со своими грехами и нечего из меня старца делать». Но когда я понял эту «игру», то решил дать понять ему, что раскусил его поведение и больше не верю в его мнимую грубость. Во время очередного разгона, я еле заметно улыбнулся и сразу заметил на себе его пытливый взгляд. Он снова повторил очередную свою «выходку», и снова я чуть-чуть улыбнулся. После этого по отношению ко мне он почти никогда не проявлял «юродство». Только если кто-то был рядом, то он юродствовал «по привычке», но наедине был всегда серьезен и обстоятелен. Разъяснял вопросы он всегда иносказательно: как бы о ком-то говорил, ругался, поносил. Не сразу становилось понятно, что это есть вразумление и ответ на твой вопрос. Вроде кого-то поругал, даже выгнал - по его словам. А потом едешь от него, вспоминаешь его слова, анализируешь и вдруг понимаешь: о тебе говорил отец Серафим! А бывает, не успеешь задать вопрос, а он уже отвечает...

            Иногда он уходил в затвор и вообще не принимал никого. Он отрицательно относился к разного рода отчиткам, считая, что в Церкви достаточно Таинств, спасающих человека от бесовского наваждения...

             Никогда не отпускал посетителя без подарка: иконки, служебной просфоры и

даже кошелки с провизией в дорогу... Ему многие богатые люди приносили свои деньги. И отец Серафим тратил их не только на обустройство обители, но и помогал строить окрестные храмы. Однажды он перечислял, скольким храмам он помогает, и оказалось, что более десяти! И суммы, которые он направлял туда, были немалые...

            Сахарный диабет медленно и неуклонно подтачивал его организм. Стали отказывать почки, появились огромные отеки. Он нередко лежал в больницах в крайне тяжелом состоянии. В последнее время не мог даже перевернуться в постели...

           11 января 2005 года старец отошел ко Господу. Отпевание проходило 13 января в храме Благовещения Пресвятой Богородицы с.Ожога Воловского района Липецкой области. Службу совершили Епископ Липецкий и Елецкий Никон, Схиепископ Алипий (Погребняк) из Святогорского монастыря, Схимитрополит Ювеналий (Тарасов), находящийся на покое, в сослужении сонма священников.

 

 Господи, упокой душу старца Серафима, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

 

Старец из Ожоги, Борис Михайлюк, «Благовест», 2005 г.

http://www.cofe.ru/Blagovest/article.asp?heading=32&article=8625

 

Перейти на главную страницу
Вернуться к содержанию

 
Для писем

svet77-77.narod.ru

Крохи — ЖЖ

Однажды ко мне помысл вошел против Батюшки отца Серафима. Батюшка был в алтаре. Открывает книгу, нашел точно такое слово, [какое принес помысл], и начал повторять его вслух.
Он говорил: «Я совсем больной на голову. Раньше я мог слышать одновременно шесть человек и всем шестерым давать ответы. А сейчас только троих. У меня склероз…» «Вот бы мне такой склероз, Батюшка», – говорю. А он отвечает: «Это дурное. Чего ты пожелал? – Склероза пожелал?..»
Батюшка поражал. Сидит в алтаре, вынимает частицы из просфор, поминает людей, и в это время подходят к нему с вопросами, или исповедуются – так он благословлял. Разговаривает со мной, и одновременно вынимает частицы по именам, и слышит службу. Если сделали какую-то ошибку на клиросе, он замечает и говорит, что они не ту стихиру поют или еще что…
У него такая память была! Например, он никогда не был в Иерусалиме, а знал все храмы, приделы, все святыни, какие там есть… Я спрашивал: «Батюшка, как иметь такую память? Как вы так все помните?» – Он отвечает: «Я ничего мирского не вложил в свой ум». У него был ум чистый от всего мирского. Чистый ум способен на такое.
Отец Макарий [Данилов] говорил: «Если ты будешь правильно заниматься Иисусовой молитвой, молитва очищает ум, тогда и память становится хорошей, и соображение»….
Когда молитва чистая, без помыслов, тогда ум может видеть и души других людей, их помыслы. А пока нет такой молитвы, то нужно и рукоделие, и послушание. Святые отцы говорят, что через истинное послушание, правильное, внутреннее, постепенно подходишь к такой молитве. Все, кто стяжал чистую молитву, они все прошли через подвиг послушания, за редким исключением…
Симеон Новый Богослов слушался своего старца, отец Ефрем Филофейский был в послушании у старца Иосифа, так же и другие подвижники. Послушание делает человека способным для молитвы. Что мешает молитве? – помыслы, попечения, заботы. Ученик спросил старца: «Как мне научиться Иисусовой молитве?» – Старец ответил: «Старайся угомониться». А что значит угомониться? Вот сейчас ты со мной беседуешь, а через два часа тебе надо правило совершать, и ты думаешь об этом. Значит, ты не угомонился. Ты должен жить вот этой минутой, а что дальше будет – об этом не должно быть никакой заботы. Послушание дает человеку полную беззаботность, ум, чистый от всех попечений. Зачем послушнику о чем-то заботиться, когда есть кому о нем заботиться? «Что благословят, то и буду делать…»
Дай Бог, чтобы нам хотя немного к такой молитве приблизиться. Вот это и есть монашеская жизнь. А если этого не будет – то это не монашество. Мирская жизнь в монастыре – так это называется.

ieris-m.livejournal.com

Светлой памяти Схи-Архм Серафима (Мирчук)


      
Схи-Архм. Серафим (Мирчук)

11 января 2019 года исполняется 14 лет со дня преставления нашего дорогого батюшки – схиархимандрита Серафима (Мирчук).

      Духовный наставник многих людей из духовенства, монашествующих, мирян - Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иларионович Мирчук) родился 10 мая 1936 года на Украине, в г. Проскурове Виницкой области. Рано осиротев, жил у родственников.

      Свой монашеский путь Батюшка начал в скиту Почаевской Лавры, где был пострижен в монашество, а затем в самой Лавре. В 1961году уволен из монастыря по сокращению штата. Служил в различных храмах Воронежской области. 

       В 1965 году рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем храма села Ячейка Воронежской области.

      С 1968 по 1978 гг. служил в Вознесенском соборе г. Ельца.

      В мае 1978 года, в сане игумена, отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Липецкой области.


Благовещенский храм с. Ожога Липецкая епархия

       Под его руководством собирается женская общинка. Община жила по монашескому уставу, все насельницы были в тайном постриге, а одевались  как обычные прихожанки. Чтобы не привлечь внимания властей, храм ничем не отличался от остальных приходских церквей. Жили в маленьких каморках, похожих на сараи, при приходе уполномоченных всю молодежь прятали в домах верующих сельчан. Как в храме и на его территории был во всем порядок, так и во внутренней жизни общины все работало четко. Каждый день вычитывался полный богослужебный круг, а также монашеское правило по уставу, благословленному схимитрополитом Серафимом (Мажуга). Напевы и богослужебные традиции во многом были взяты из скита Почаевской Лавры, многое было заимствовано из практики других старцев. Например, батюшка часто говорил: «так служил отец Исаакий  (Виноградов)». Но отступлений от Типикона не допускалось.

         В общине, как в обители, у каждого было свое послушание. Работала кухня и трапезная, где кормили и многочисленных прихожан. Был скотный двор - коровы, куры и даже свиньи. После 80-х гг. община стала заметно разрастаться. Увеличилось число насельников, стала приходить молодежь. Старые келии-сараи ломались и строились большие корпуса. Появилась прачечная, пекарня, просфорня, подвалы, большой сад и огороды. Всю территорию оградили забором, у ворот была привратница, из числа сестер.  Сестры стали одеваться в черное, ходить открыто с четками.  Появились старшая сестра, благочинная, казначея. За 30 с лишним лет пребывания отца Серафима на этом приходе из маленькой общины вырос настоящий женский монастырь.

         Многие из духовных чад Батюшки,  в последствие, стали архипастырями,  священниками, игумениями.  Под началом стареньких матушек-схимниц, имевших духовное окормление у старца, возрастает новое поколение монашествующих. Те  традиции, те монашеские устои, которые хранил приснопоминаемый отец Серафим, возрождаются во вновь открываемых обителях. 

       После смерти Батюшки часть сестер, во главе с монахиней Феофанией (Проценко)  (ныне настоятельница Сезеновского монастыря), приехала на восстановление Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. И те навыки, которые сестры приобрели, живя в послушании у старца, стали фундаментом для возрождения духовной жизни нашей обители.


Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь Елецкая епархия

Своим духовным чадам Батюшка оставил посмертное завещание:
"Дорогие мои братья и сестры о Господе, молю всех вас, простите меня недостойного вашего собрата и отца. Ныне я отхожу от вас, и из гроба моего вы слышите мое последнее слово. Земно кланяясь всем вам, прошу и молю, простите меня грешного, поминайте в ваших святых молитвах и сотворите о мне милостыню. Молю вас, любезные мои чада, живите в мире, любви и согласии. Не приобретайте на земле земного богатства, но поддерживайте друг друга с любовью по пути в Царство Небесное. Все на земле суета, все тленное, все мимопроходящее. Если будете жить в мире и согласии, то радоваться будет душа моя, а если у вас не будет согласия, то опечалится душа моя. Всю свою отдал я вам любовь и с Божией помощью вел по пути спасения. Не посрамите же мою любовь и надежду на вас.
Если кого когда я оскорбил – прошу, простите меня. Если буду иметь дерзновение у Господа, то буду молиться о вас, чтобы Господь помог и вам всем пройти поприще жизни. Благословляю всех вас и любовью своего сердца объемлю всех. Простите, простите и молитесь о мне грешном". 
Ваш недостойный схиархимандрит Серафим (Мирчук).

Вечная память, отцу нашему духовному схиархимандриту Серафиму. 

Фото из архива Сезеновского монастыря

sezenovo-mon.ru

Схиархимандрит Серафим-Мирчу ... – Watch videos online on My World.

Схиархимандрит Серафим-Мирчу ... – Watch videos online on My World. ","link": "","link_loading": "","error": "","file_upload_container": "","edit": "Video uploaded!Now the video must be processed. This can take anywhere from several minutes to an hour. Link to the video: "},"albums": {"singleSelect": false},"item": {"templates": {"main": ""}},"locales": {"errorLoadAjax": "An error occurred. Please try later","popupButtonOk": "Save","popupButtonCancel": "Delete","popupButtonCancelAll": "Stop the upload","closeButton": "Close","header": "Add video","maxFileSize":"Maximum file size: 5 Gb","timeRemain":"left ","wrongFormat":"Invalid file format","wrongSize":"Invalid file size","chooseOneFile":"Select 1 file to upload","connectionError":"Sorry, there was a problem uploading the video.","serverResponseError":"Unknown error.","createItemError":"Error creating video.","blacklistedError":"This video cannot be uploaded due to a copyright claim.","invalidLink":"Cannot process the link","confirmYes":"Yes","confirmNo":"No","confirmRemoveAll":"Are you sure you want to cancel the upload and delete all uploaded videos?","confirmCancelAll":"Do you want to stop the upload?","linkLoadingTitle": "Receiving data","defaultAlbumName": "No name","albums": {"albumErrorPopupHeader": "An error occurred when adding these videos","albumErrorPopupButtonOk": "Close","defaultAlbumName": "No name","defaultItemName": "No name","userAlbum": "My albums","channelAlbum": "Channel videos","communityAlbum": "Group videos","album": "Album","private": "This is not a public album. If you copy a video to a group, the group's privacy settings will be applied to it.","empty": "The selected album is empty","submit": "Add","cancel": "Cancel","privateAll": "You have no videos for public view. You can change the access rights in the albums settings."},"item": {"createItemError":"Error creating video.","hide":"Hide","more":"Learn more","defaultAlbumName": "No name","confirmYes":"Yes","confirmNo":"No","confirmText":"Do you want to stop the upload?"}}},"photoUploadOptions": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "4981","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}},"albums": {"photo": {"upload": {"width": "665","uploadUrl": "https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto","hostCount": 15,"queueSize": 15,"previewQueueSize": 1,"limit": 5000,"rotateTimeout": 1500,"maxRetry": 5,"albumId": "4981","limitSize": 15,"locales": {"popup": {"header": "Adding photo","close": "Close"},"dropArea": {"header": "Select a photo to upload","text": "or just drag them to this area","button": "From your computer","moveHere": "Drag file(s) here"},"links": {"albums": "From albums","network": "From the Internet","camera": "Webcam","add": "Add"},"status": {"from": "from"},"limit": {"header": " ","content": "Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?","close": "Close","yes": "Yes, add","no": "No"},"albums": {"title": "Album","upload": "Add","cancel": "Cancel","titles": {"user": "from your own","group": "from the group","channel": "from the channel"},"defaultAlbumName": "No name","form": {"title": "Album","empty": "The album is empty"}},"network": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","header": "Enter URL","remove": "Delete","add": "Add another link","errors": {"invalidExternalUrl": "Address is incorrect"}},"camera": {"upload": "Upload","cancel": "Cancel","button": "Snapshot","timeout": "With 5 seconds delay","cancelPhoto": "Cancel"},"edit": {"save": "Save","cancel": "Stop the upload","remove": "Delete","add": "Add a photo","saveNow": "Saving","showErrors": "Errors","empty": {"text": "Sorry, an error occurred while uploading your photo.","button": "Back"},"confirmStop": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Do you want to stop the upload?"},"confirmRemove": {"yes": "Yes","no": "No","text": "Are you sure you want to delete all photos?"},"errors": {"header": "Failed to upload files","network": "invalid address","upload_error": "loading error","empty_file_size": "empty file","wrong_file_size": "file size is too large","too_many_files": "too many photos","wrong_image_format": "unsupported format","wrong_gif_image": "you can't upload animated pictures to the album "Photos of me""},"item": {"description": "Description","remove": "Delete","hide": "Close"}}}},"albumId": "_channelpics"},"enableUploadCover": true,"locales": {"popup": {"closeText": "Close","createButton": "Create","saveButton": "Save","removeButton": "Delete the album","headerAdd": "New album","headerEdit": "Edit album"},"confirm": {"remove": "Delete album with all videos in it?","yes": "Yes","no": "No"},"main": {"titles": {"base": "General","access": "Access","sort": "Video order","cover": "Cover"}},"baseForm": {"titles": {"name": "Album title","url": "Title in the address","description": "Album description"},"errors": {"invalidId": "Latin letters, numbers, dashes, dots and underscore are allowed","unexpectedUnderscore": "The first character cannot be an underscore.","albumExists": "An album with the same URL already exists"},"charsetLeft": {"title": "remaining","text5": "characters","text1": "character","text2": "characters"}},"accessForm": {"titles": {"access": "Access to album","password": "Password","retypePassword": "Repeat password","comments": "Comments","canWrite": "Who can comment?","canRead": "Who can read comments?","votes": "Voting","vote": "Who can vote?","voteSee": "Voting results are visible to"},"items": {"all": "All users","onlyMe": "Only me","onlyFriends": "Only friends","byPassword": "Password","noBody": "Nobody"},"errors": {"differentPasswords": "Passwords
do not match","shortPassword": "The minimum password length is 4 characters","emptyPassword": "Enter password"}},"sortForm": {"hintForManualSwitch": "To set a custom order for the videos, select "Manual Sort"","hintForManualUse": "Drag videos with your cursor","titles": {"sort": "Sort"},"fields": {"exif": "by date taken (EXIF)","date": "By publication date","name": "By title","manual": "Manual Sort"},"order": {"asc": "In ascending order","desc": "In descending order"}},"coverForm": {"titleOfDefaultCover": "No cover","uploadCover": "Upload cover"}}},"videoItem": {"locales": {"popup": {"remove": "Delete video","title": "Edit video","close": "Close","save": "Save"},"edit": {"save": "Save video in album","title": "Title","description": "Description","album": "Album","adult": "Adult (18+)"},"tabs": {"main": "General","cover": "Cover"},"albums": {"defaultName": "No name"},"remove": {"text" : "Delete video?","ok" : "Yes","cancel" : "No"}}},"inviteOptions": {"header": "Select friends\n\n\n\n","containerClass": "choice-friends__friends","i18n": {"buttonOk": ["

Send invitations

","

Send 0 invitation

","

Send 0 invitations

","

Send 0 invitations

"],"buttonCancel": "Cancel","failEmpty": "You have no friends.","failmsg": "An internal error occurred. We are working on fixing this.","searchFailmsg": "No people found."}},"lang": "en_US","portalHead": {"siteZone": "2","loginPage": "https://my.mail.ru/video/","logoutPage": "https://my.mail.ru/video/","loginUrl": "https://my.mail.ru/cgi-bin/login?page=","version": "2"},"portalFooter": {"siteZone": "36"},"scrollDelta": 1000,"isMyDawnSearch": true,"showMemberCount": false,"showVideosCount": false,"isNewVideoPage": true,"isEnableSearchSuggest": true,"isEnableRecommedations": true,"pageCache": {"key": "","isEnabled": 1,"version": "1","expire": "3600000","stores": "music,video"},"locales": {"title": {"default": "Video Mail.Ru","main": "Video Mail.Ru","channels": "Channels","selections": "Collections","search": "Search videos","searchFriends": "Search in friends","recommendations": "Recommendations","friends": "Friends"},"subscribeButton": {"subscribe": "Subscribe","subscribed": "You are a subscriber","sendRequest": "Request submitted","forModerate": "Waiting for approval"},"friendshipButton": {"friendship": "Add friend","request": "Request submitted","subscribe": "You are a subscriber","acceptFriendship": "Accept","youFriends": "You are friends"},"emptyName": "No name","moreText": "Show more","hideBanner": "Hide","banner728x90": {"block": "Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой он может отключать важные элементы сайта.
Добавьте наш сайт в исключения, и всё будет в порядке.","close": "Hide"},"weeksTop": "Топ недели","page": {"main": {"textLike": "понравилось","textAddVideo": "added a video","subcsribeTitle": "New in subscriptions","popularsTitle": "Popular channels","popularsLink": "All channels","selectionsTitle": "Collections","selectionsLink": "All collections"},"user": {"titleAlbum": "Albums","albumFilter": {"data": "By date added","name": "A to Z","special": "Special albums"},"titleVideo": "All videos","allAlbum": "All albums","albumMore": "Show more","wrongPassword": "Wrong password","onlyFollowersChannel": "The channel is only available to subscribers","onlyAuthorizedChannel": "This channel is only available to registered users","followAndSeeChannel": "Subscribe and watch videos from the channel","authAndSeeChannel": "Log in and watch the channel videos","onlyFollowersCommunity": "This group is only available to subscribers","onlyAuthorizedCommunity": "Only authorized users can view this group","followAndSeeCommunity": "Subscribe and watch videos from the group","authAndSeeCommunity": "Log in and watch videos from the group","accessDenied": "Access restricted, user's videos are not available to you","accessDeniedChannel": "Access restricted, the channel is not available to you","accessDeniedCommunity": "Access restricted, the group is not available to you","emptyAlbum": "No videos in this album yet","emptyVideo": "No videos","access": {"byPassword": "Password access","inputPassword": "Enter the password to view this album","send": "Send","accessDenied": "Access denied","privateAlbum": "This is not a public album","accessForFriends": "Available to friends only","sendFriendship": "To view this album, send the user a friend request","sendFriendshipRequest": "You sent a friend request to the user. Please wait for confirmation so you can view this album"},"suspendedChannelTitle": "The channel is blocked by the Administration","suspendedChannelText": "To restore access rights, the channel administrator must personally contact Support","suspendedChannelTitleAdmin": "You channel was blocked by the Administration","suspendedChannelTextAdmin": "If you have not used your channel for fraud or distribution of content violating the Terms of Use,
or Channel posting requirements, please contact Support.
Once it is confirmed that you have not committed a violation, your access to the channel will be restored.","suspendedCommunityTitle": "You group was blocked by the website's administration.","suspendedCommunityText": "To restore access rights, the group administrator must personally contact Support.","suspendedCommunityTitleAdmin": "Your group was blocked by the website's administration.","suspendedCommunityTextAdmin": "If you have not used your group for fraud or distribution of content violating the Terms of Use,
or Group posting requirements, please contact Support.
Once it is confirmed that you have not committed a violation, your access to the group will be restored.","deletedChannel": "Group was deleted by creator","deletedCommunity": "Channel was deleted by creator","showFull": "Показать полностью"},"friends": {"video": "videos"},"channels": {"recommendedTitle": "We recommend","categoryAll": "All channels","seeNow": "Watch now","friendsSubscribe": "subscribed","allVideo": "All videos"},"best": {"title": "Collections"},"search": {"empty": "Your search returned no results"},"item": {"addedToMe": "Video added","promo": {"film": {"header": "Новинки кино"},"serial": {"header": "Популярные сериалы"},"mult": {"header": "Популярные мультфильмы"},"yandex": {"header": "Видео по запросу"}},"empty": "Нет видео доступных для просмотра","createAlbumTitle": "Create new album","createAlbumPlaceholder": "Title","createAlbumSend": "Create","userDeleted": "User deleted"}},"profile": {"mobile": "Online on mobile","online": "Online","menu": {"video": "Video","subscriptions": "Channels","subscribers": "Subscribers","friends": "Friends","recommendations": "Recommendations"},"cover": {"save": "Save","edit": "Edit","remove": "Delete","cancel": "Cancel","canMove": "You can move the cover"},"actions": {"upload": "Add video","createAlbum": "Create an album","editAlbum": "Edit album","inviteFriends": "Invite friends"},"moreAction": {"complaint": "Report","removeFriend": "Defriend","removeChannel": "Leave channel","removeCommunity": "Leave group","setting": "Settings","statistic": "Statistics","editCover": "Edit cover"},"successAction": {"complaint": "Complaint submitted"},"confirmAction": {"removeFriend": {"text": "Are you sure you want
to unfriend the user?","ok": "Defriend","cancel": "Cancel"},"removeChannel": {"text" : "After leaving you will not be able
to follow the channel updates.","ok": "Leave channel","cancel": "Cancel"},"removeCommunity": {"text" : "After leaving you will not be able
to follow updates in the group.","ok": "Leave group","cancel": "Cancel"}}},"rightSuggest": {"related": "Похожее","other": "Другое видео автора","nextVideo": "Следующее видео","nextVideoAuto": "Автоматически"}}}

О смирении, о своей вине, о Почаеве, и о послушании [2005 г., TVRip] blaksoul, 19:10, 19 марта 2011, 19:17, 19 марта 2011 Год выпуска: 2005 Жанр: Документальный фильм Издательство: Студия "Радонеж" Продолжительность: 25 мин.Рассказ старца Схиархимандрита Серафима(Мирчука).Липецкая епархияРПЦ.С.Ожога.Благовещенский Храм.

my.mail.ru

Схиархимандрит Серафим - Palomnik.land

Воспитанник обители

Схиархимандрит Серафим

Будущий старец схиархимандрит Серафим родился 15 мая 1936 года в небольшом украинском городе Проскурове Каменец-Подольской области. В миру подвижник носил имя Василий Илларионович Мирчук. Еще в младенческом возрасте он потерял мать, и попечение о сироте приняла родная тетя. С 1944 года мальчик учился в начальной школе, окончил три класса.

Стремление Василия к духовной жизни было столь сильным, что он, по сути, еще ребенок, избрал для себя иноческий путь. С 1950 года юный послушник подвизался в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры. В стенах обители, где веками шла молитва и из поколения в поколение передавался опыт святых отцов, молодой человек приобретал ценные духовные навыки. «Батюшка был кладезем церковной премудрости, - вспоминал о схиархимандрите Серафиме митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. – На светские темы он беседовал редко, поскольку вся его жизнь с раннего детства прошла в монастыре. Часто он говорил: «Все, что я умею, я делаю так, как было у нас в Почаеве». Поражало его знание церковной истории, житий святых и особенно российских подвижников благочестия».

В монастыре юноша исполнял разные послушания: клиросное, пономарское, просфорное, трапезное. Довелось поработать и на скотном дворе. Собрат отца Серафима схимонах Иоанн (Мокашов) рассказывал один интересный случай того времени. Василий доил корову. В присутствии хорошо знакомого доброго человека та беззаботно задремала, а проснувшись, резко дернулась и наступила прямо в ведро с молоком. Из-за своей оплошности умная буренка задрожала всем телом, но труженик с любовью обнял ее и долго успокаивал.

Как ответственному и смиренному человеку ему поручили уход за больным настоятелем скита отцом Онуфрием. По кончине старца Василий был пострижен в мантию с именем Валерий, а через несколько месяцев, 11 августа 1958 года, посвящен в иеродиаконы.

Славословие скитальца

На рубеже шестидесятых годов усилилось гонение на Церковь, и против Почаевской Лавры власть восстала с особым ожесточением. В 1961 году был закрыт Свято-Духов скит. Многих насельников выгоняли, и им приходилось искать себе пристанища. Это было делом нелегким, так как над приходами велся строгий контроль, и епископам нужно было немалое мужество и сметливость, чтобы принять на служение скитальцев.

Одна тамбовская матушка помнит тот день, когда в Михаило-Архангельский храм в селе Мордово приехали три почаевских монаха – отцы Власий, Евгений и Валерий. Верующие с окрестных мест спешили их увидеть, и не зря. Как они пели! В их славословии Богу выражались и скорбь о покинутом монастыре, и радость о встрече с единомышленниками. В страданиях Бог ближе к человеку, и душа, чувствующая это, отзывается Ему и получает утешение.

Отец Валерий прикрепился на воронежской земле. Два года он трудился псаломщиком в Михаило-Архангельском храме села Малые Ясырки, а затем в Воскресенском храме города Новохоперска. 8 февраля 1965 года архиепископ Воронежский и Липецкий Палладий посвятил монаха в священный сан и назначил настоятелем в Михаило-Архангельский храм села Ячейка. Спустя некоторое время отец Валерий, уже в сане игумена, был переведен клириком в Воскресенский собор города Ельца.

Тайный монастырь

В середине мая 1978 года батюшка вновь получил назначение на сельский приход. На сей раз местом его служения стал старинный Благовещенский храм села Ожога Воловского района Липецкой области. На это время пришелся расцвет духовного подвига и приходской деятельности старца, и в памяти многих людей за ним закрепилось имя «отец Валерий Ожогский». Постепенно при храме под водительством подвижника образовалась община, которая жила по монастырскому уставу. Многие из чад батюшки являлись не просто прихожанами, а монахами и монахинями. Они несли послушания и неукоснительно вычитывали молитвенные правила – к исполнению установленных обязанностей старец относился строго. Это была настоящая обитель, но тайная, как и вся внутренняя церковная жизнь в те суровые богоборческие времена.

- Мы приехали в Ожогу и своими глазами увидели уникальный комплекс, построенный под руководством старца, - писал в своей статье редактор газеты «Усмань Православная» Борис Михайлюк. – В этот комплекс входил прекрасно отреставрированный храм, рядом стояла двухэтажная богадельня для престарелых людей, по периметру тянулся сплошной ряд хозяйственных построек: амбары, сараи, погреба, подвалы, конюшни, коровники, мастерские, к которым примыкали поля и огороды. Все находилось в идеальном порядке, ухожено, отремонтировано, вычищено, покрашено, поля обработаны.

В создании этого благолепия участвовали многие люди: кто молитвой, кто трудом, кто деньгами. Духовно покровительствовал обители знаменитый старец митрополит Грузинской Православной Церкви Зиновий (ныне прославленный в лике святых). Но объединял всех вокруг Благовещенского храма, конечно, священник. Между тем он заботился не только о своем приходе, но и направлял средства на окрестные храмы, а небогато живущим чадам посылал продукты.

Он запомнился таким…

В 1982 году отец Валерий был возведен в сан архимандрита, а впоследствии принял великую схиму с именем Серафим. За заслуги перед Церковью священноначалие удостоило подвижника креста с украшениями, ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени и других наград.

К старцу приезжало множество верующих из разных областей. Он принимал радушно, одаривал посетителей иконами или книжечками, давал еды в дорогу.

Однако отец Валерий убегал от мирской славы, жил скромно и старался не оказывать благодатных даров. Иногда он прикрывался легким юродством: шумел, бранился на людей, о многом говорил иносказательно. Незнакомцев такое поведение шокировало, а духовные чада со временем понимали смысл сказанного – это было вразумление или ответ на вопрос.

Молитвенник и деятель, батюшка в то же время нес подвиг терпения многочисленных болезней. Самой коварной из них был сахарный диабет. В последние годы жизни старец нередко лежал в больницах в крайне тяжелом, а иногда и бессознательном состоянии. Но, несмотря на немощь, снова восставал и снова находил в себе силы для служения Богу и людям.

Свет праведника остается

Многострадальный схиархимандрит Серафим преставился 11 января 2005 года. По завещанию, его похоронили при входе на монастырский участок кладбища села Ожога.

Дело жизни подвижника не только не угасло с его уходом, но и обрело новый статус. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

Подготовила Александра Михайлова

palomnik.land

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

hram-troicy.prihod.ru

Серафим (Тяпочкин) — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим.

Архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Тяпочкин; 1 [13] августа 1894, Новый Двор, Варшавская губерния — 19 апреля 1982, Ракитное, Белгородская область) — архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

Родился 1 (13) августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии в дворянской семье.

В семь лет был принят в духовное училище. В 1911 году поступил на учёбу в Холмскую духовную семинарию. Там он окончательно утвердился в стремлении к пастырскому служению. На духовное формирование юноши значительное влияние оказал ректор семинарии архимандрит Серафим (Остроумов).

Как лучший воспитанник в 1917 году направлен стипендиатом в Московскую Духовную Академию, где проучился до закрытия академии весной 1919 года.

В 1919 году Дмитрий познакомился со своей будущей супругой. В 1920 году они обвенчались.

В 1920 году епископом Евлампием (Краснокутским), викарием Екатеринославской епархии, рукоположен в сан диакона.

18 октября того же года в Тихвинском женском монастыре города Екатеринослава епископом Евлампием, викарием Екатеринославской епархии рукоположен в сан пресвитера.

Начал служение священником в 1921 году в селе Михайловка Солонянского района Днепропетровской области в должности благочинного церквей Солонянского района. В должности благочинного состоял до 1936 года.

В годы церковных нестроений деятельно отстаивал чистоту православного учения в борьбе с обновленчеством, самосвятством и прочими антицерковными направлениями.

В 1933 году от туберкулеза скончалась любимая супруга отца Димитрия, Антонина Викторовна. Батюшка в больнице приобщил её Святых Христовых Тайн. На его попечении остались три несовершеннолетние дочери.

В 1940 году арестован в селе Михайловка Солонянского района Днепропетровской области за тайное совершение богослужения на дому. Осуждён к 10 годам лишения свободы. Отбывал заключение в городе Игарка Красноярского края.

По окончании срока заключения в 1950 году получил ещё четыре года ссылки. Ссылку отбывал в Казахстане, в районе озера Балхаш. В 1955 году по ходатайству Георгия — мужа младшей дочери Антонины — отцу Димитрию отменили ссылку, и он вернулся в Днепропетровск.[1][неавторитетный источник?]

После отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии Верхний Токмак Запорожской области.

В 1960 году назначен священником храма в селе Михайловка Криничанского района Днепропетровской области. В том же году служил настоятелем в кафедральном соборе Днепропетровска, где к нему сразу же потянулись люди. Это не устраивало власти, и при первом же удобном случае уполномоченный забрал регистрацию и велел в течение двух дней покинуть город.

Отец Димитрий отправился в Москву, где владыка Стефан помог выяснить, что регистрацию можно восстановить. Регистрация была восстановлена, но без права служить в Днепропетровской епархии.

В течение месяца батюшка ночевал на вокзале. Наконец, получив назначение в Архангельск, в приемной у Патриарха Алексия I он встретился с владыкой Леонидом (Поляковым), и тот пригласил его служить в Курско-Белгородскую епархию, направив в село Соколовка Корочанского района, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Монашество[править | править код]

Стремясь послужить Церкви Божией в иноческом сане, подал епископу Леониду прошение о желании принять иноческий постриг: «Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне святое имя Преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю небесным покровителем. В назначении меня его святейшеством в Курскую епархию, земную родину Преподобного Серафима, тоже вижу промысел Божий».

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим. В 1961 году иеромонах Серафим был возведен в сан игумена.

14 октября 1961 года назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитном Белгородской области. Настоятелем этого храма он остался до конца своих дней.

В 1970 года он был удостоен сана архимандрита.

Архимандриту Серафиму была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. В алтаре старец пребывал в трепетном страхе, литургию совершал в неизменно благоговейном состоянии. Спал он совсем немного.

Отошёл ко Господу в полной тишине в 17 часов 30 минут 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения.

После смерти схиархимандрита Серафима рейсовые пассажирские автобусы на Ракитное были отменены, на поезда московского направления из Крыма и Кавказа не продавали билетов до Белгорода.[1] Несмотря на все чинимые властями препятствия, провожать старца собрались сотни людей. Могила о. Серафима находится вблизи Свято-Николаевского храма в Ракитном.

Ещё при жизни почитался как старец. Сохранились свидетельства об исцелениях по молитвам батюшки и случаях его прозорливости[2].

В 2007 году архимандриту Серафиму (Тяпочкину) открыли памятник в посёлке Ракитное, где он прослужил 21 год. На постаменте выбиты слова архимандрита Серафима: «Пребывающий в Боге — пребывает в любви»[2].

В настоящее время идёт подготовка к канонизации архимандрита Серафима[3].

ru.wikipedia.org

Пастырь эпохи скорбей и гонений

14 февраля - день кончины архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила, исповедника, в 1920-е годы - духовника московского Данилова монастыря (1893-1970). Начав свой самоотверженный пастырский подвиг в Даниловом монастыре в 1920-е годы, о.Серафим продолжил его и после закрытия обители.
Одним из известных даниловских духовников в 1920-е годы был архимандрит Серафим (Григорий Юрьевич Климков). Как и все даниловские насельники тех лет, он пострадал за веру, за Христа. Аресты, допросы, годы ссылки и лагерей, десятилетия гонений и скитаний, всегдашняя угроза нового ареста, невозможность, на протяжении многих лет, открыто служить в храме Господнем - все эти тяготы выпали на долю отца Серафима, и всё это он претерпел со смирением и благодарностью Богу.
В 1922 году от даниловского настоятеля епископа Феодора (Поздеевского) архимандрит Серафим получил послушание принимать исповедь и вести людей по пути спасения. Это послушание он не оставлял никогда. Где бы ни находился батюшка, в какой бы тесноте ни пребывал, он всегда оставался духовником, наставником, «путевождем» для многих верующих.

...27 января с отцом Серафимом произошел инсульт, после которого он прожил еще две недели, будучи в полной и ясной памяти. Послали за владыкой Донатом (Щеголевым). Он приехал 14 февраля в 7 час. 30 мин. утра, вошел в комнатку, где лежал старец Серафим, и тихо спросил, помнит ли тот его. Отец Серафим говорить уже не мог, но дал понять, что узнал и помнит. После исповеди владыка Донат прочитал разрешительную молитву и благословил призвать священника Александра Куликова из Николо-Кузнецкого храма для соборования и последнего напутствия. Приехал отец Александр. Начал соборовать и после первого помазания почувствовал, что старец совсем слаб. Причастил, затем продолжал соборование. В конце Таинства, когда над головой отца Серафима было раскрыто Евангелие, он тихо отошел ко Господу. Совершилось это в день памяти мученика Трифона 14 февраля 1970 года в два часа дня.
Отец Серафим завещал, чтобы по упокоении его дали доступ всем желающим проститься. И квартира семьи М., духовных чад архимандрита Серафима, предоставлявших старцу приют на протяжении многих лет, бывших рядом с ним в трудные дни его жизни, под кровом которых он и почил, не закрывалась три дня.
Отпевали отца Серафима в храме святителя Николая в Кузнецах. Только здесь его чада услышали имя своего духовного отца в схиме - Даниил.

Полностью здесь.

 

14 февраля 1995 г. Панихиду на могиле о.Серафима совершает наместник
Данилова монастыря архимандрит Алексий.
Второй слева - архимандрит Даниил (Сарычев),
рядом с ним - монах Михаил (Карелин).

Письма здесь.

ieris-m.livejournal.com


Смотрите также