.
.

Ожог от тормозной жидкости


Первая помощь при ожоге - Natur-mag.ru

Ожоги случаются постоянно и повсеместно, так как нам никак не избежать столкновения с тепловым и химическим воздействием в быту.

Ожоги могут быть вызваны сухим жаром (огонь), влажным жаром (пар или горячие жидкости), электричеством; а также едкими химическими веществами. Оказывая помощь при ожоге, необходимо прежде всего устранить его причину (например, погасить пламя). Пораженное место следует как можно быстрее охладить, поместив в холодную воду или под струю холодной воды из крана. В любом случае

НИКОГДА не наносите на ожоги никаких мазей или кремов и не вскрывайте пузыри, которые могут образоваться на коже. После оказания первой помощи обратитесь за неотложной медицинской помощью в следующих случаях: если ожог занимает большую площадь, если кожа значительно повреждена или обуглена, если образовалось много пузырей, а также если пострадавший испытывает сильную боль. Даже небольшие ожоги на лице и руках могут вызвать образование рубцов, поэтому желательно без промедления обратиться к врачебной помощи.

Ожоги в быту чаще всего случаются из-за небрежного обращения с огнем, с горячими предметами и кипящими жидкостями, с химически активными веществами. Если первая помощь оказана правильно, раневая поверхность скорее заживает.

ТЕРМИЧЕСКИЙ ОЖОГ возникает от воздействия на кожу кипятка, пламени, расплавленного жира, раскаленного металла. Чтобы уменьшить боль и предупредить отек тканей, надо немедленно обожженную руку, ногу подставить под струю холодной воды и подержать до стихания боли.

Затем при ожоге первой степени (когда кожа только покраснела) смажьте пораженный участок спиртом или одеколоном. Повязку можно не накладывать. Достаточно несколько раз в день обрабатывать обожженную кожу специальными аэрозолями типа «Левиан», «Винизоль», «Окси-циклозоль», «Пантенол», которые предназначены для лечения поверхностных ожогов и продаются в аптеке без рецепта.

При ожоге второй степени (когда образовались пузыри, причем некоторые из них лопнули и нарушилась целостность эпидермального покрова — верхнего слоя кожи) обрабатывать область ожога спиртом не надо, так как это вызовет сильную боль и жжение. Пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать: они предохраняют ожоговую поверхность от инфекции. На область ожога наложите стерильную повязку (стерильный бинт или проглаженную утюгом ткань).

Хочу предупредить, что обожженную кожу не следует, как это нередко делают, смазывать жиром, бриллиантовым зеленым, крепким раствором марганцовки. Облегчения это не принесет, а врачу будет трудно определить степень поражения тканей.

При ожогах пламенем человек в горящей одежде обычно мечется, раздувая тем самым пламя. Немедленно остановите его, воспламенившуюся одежду сорвите или погасите, заливая водой из ведра, таза, лучше всего из шланга, а зимой забрасывая снегом.

Если нет под рукой воды, набросьте на пострадавшего одеяло, плотную ткань. Но имейте в виду: высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой во избежание поражения дыхательных путей и отравления токсичными продуктами горения.

Потушив пламя, быстро снимите с пострадавшего одежду, разрезав ее. Пораженные участки тела в течение 15—20 минут обливайте струей холодной воды.

При обширных поражениях укройте пострадавшего проглаженными полотенцами, простыней, скатертью. Дайте ему 1—2 таблетки анальгина или амидопирина. Вызовите «Скорую» или доставьте его в медицинское учреждение.

ХИМИЧЕСКИЙ ОЖОГ вызывают попавшие на кожу концентрированные кислоты, щелочи, соли некоторых тяжелых металлов. Химическое вещество надо как можно быстрее удалить! Прежде всего снимите с пострадавшего одежду, на которую попали химические вещества. Старайтесь делать это так, чтобы самому не получить ожогов. Затем пораженную поверхность тела промывайте под обильной струей воды из крана, душа, шланга в течение 20—30 минут. Нельзя пользоваться тампоном, смоченным водой, так как в этом случае любое химическое вещество втирается в кожу и проникает в ее глубокие слои.

Если ожог вызван щелочью, промытые водой пораженные участки кожи обработайте раствором лимонной или борной кислоты (половина чайной ложки порошка на стакан воды) или столовым уксусом, наполовину разбавленным водой.

Участки тела, обожженные кислотой, кроме плавиковой,    промойте    щелочным    раствором: мыльной водой или раствором пищевой соды (одна чайная ложка соды на стакан воды). При ожоге плавиковой кислотой, входящей, в частности, в состав тормозной жидкости, для удаления содержащихся в ней ионов фтора надо очень долго, 2^3 часа, под струей воды промывать кожу, так как фтор глубоко в нее проникает.

Когда ожог вызван негашеной известью, смывать ее водой нельзя! При взаимодействии извести и воды выделяется тепло, что может усугубить термическую травму. Сначала очень тщательно удалите известь с поверхности тела куском чистой ткани, а затем уже промойте кожу проточной водой или обработайте любым растительным маслом.

На область ожога наложите сухую стерильную повязку.

Во всех случаях ожога химическим веществом после оказания первой помощи пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

При лечении ожогов используйте Полимедэл и Биопторон. Это эффективное средство заживления кожи.

Отравление метанолом и этиленгликолем: Антрифриз, тормозная жидкость и незамерзайка - ЗА БАРАНКОЙ

Алкоголь может спасти жизнь при отравлении тормозной, отравление стеклоомывающей жидкостью или антифриза.

 

Если по какой-то причине в ваш организм попала тормозная жидкость (DOT 3), стеклоомыватель (незамерзайка) или антифриз, то ваша задача как можно скорее вызвать скорую помощь, которая вас должна срочно доставить в больницу для экстренной медицинской помощи. Но как часто это бывает попасть в больницу быстро малореально.

 

Карета скорой помощи не может появиться рядом с вами мгновенно. Так что для приезда медиков может понадобиться некоторое время. Но в случае если кто-то надышался парами или по каким-то причинам выпил опасную автомобильную жидкость, нужно как можно скорее оказать пострадавшему помощь. Что делать до приезда скорой помощи? Удивительно, но лучший антидот это алкоголь. 

 

Вы, наверняка, слышали об опасностях попадания в организм человека антифриза, который на удивление имеет сладковатый вкус. Но, несмотря вкус это одна из самых опасных автомобильных жидкостей. Пары антифриза в принципе не должны причинить человеку существенного вреда. Но если охлаждающая жидкость автомобиля попала внутрь организма, то существует реальная опасность для жизни человека, так как ядовитые спирты могут вызвать у человека почечную недостаточность, которая приведет к тяжёлым последствиям для организма и даже к гибели человека.

 

Да, антифриз вряд ли кто-то будет употреблять в качестве напитка. Но иногда бывает, что люди наливают в пластиковую питьевую бутылку антифриз для долива в систему охлаждения и возят ее с собой в машине, забывая в последующем о содержимом бутылки.

 

В итоге часто это приводит к тому, что водитель, забыв, что в бутылки антифриз делает несколько глотков охлаждающей жидкости. В результате сильное отравление гарантировано. Также часто автомобильные жидкости попадают в организм детей, которые из-за своего любопытства, также думая, что перед ними в бутылке газировка или сок, делают несколько глотков антифриза или других опасных автомобильных жидкостей.

 

Давайте узнаем на основании паспорта безопасности автомобильных жидкостей компании Hella Pagid (компания является производителем различных автомобильных жидкостей), существует ли какие-либо методы, чтобы снизить вредное воздействие антифриза, тормозной жидкости и стеклоомывающей жидкости (незамерзайки) на организм человека, до приезда скорой помощи.

 

Правда обращаем ваше внимание, что данная информация представляется только строго в информационных целях и не является пособием для оказания первой медицинской помощью при отравлении. Мы изучили паспорт безопасности антифриза, тормозной жидкости и незамерзайки, который содержит не только подробный их химический состав, но а также содержит ряд советов первой помощи при отравление человека этими видами автомобильных жидкостей. Вот здесь вы можете посмотреть полный состав популярных жидкостей для автомобиля.

 

Отравление этиленгликолем

 

Самое удивительное, что мы нашли в этой технической информации совет, связанный с необходимостью употребления алкогольных напитков для снижения последствий отравления тормозной жидкостью. Например, в техническом паспорте на тормозную жидкость Hella Pagid DOT 3 указано:

 

4.1.5 Попадание тормозной жидкости в желудок 

 

Немедленно обратитесь к врачу. Если человек после отравления тормозной жидкостью находится в полном сознании, необходимо попросить его прополоскать рот водой. Затем пострадавшему нужно дать для питья большое количество воды. 

Если медицинская помощь задерживается, а пострадавший выпил не меньше 50 мл тормозной жидкости, то ему необходимо дать от 90 до 120 мл любого крепкого алкогольного напитка не меньше 40% об. (40 градусов).

Обратите внимание, эта рекомендация производителя тормозной жидкости относится к взрослым пострадавшим. 

 

Но чаще всего ядовитые автомобильные жидкости попадают в организм детей, которые по своей глупости, неосторожности и т.п. выпивают опасные жидкости. Но это не значит, что в случае отравления ребенка ему надо дать выпить несколько рюмок крепкого алкоголя. Согласно паспорту безопасности производителя автомобильных жидкостей для снижения последствий отравления тормозной жидкостью, детям нужно также дать выпить алкоголь 40% об (40 градусов) из расчета 2 мл / кг веса. 

 

Также паспорт безопасности автомобильных жидкостей компании Hella Pagid говорит о том, что при отравлении антифризом также нужно промыть рот пострадавшего и дать выпить ему большое количество воды, для того чтобы промыть желудок. Но так как химические компоненты ядовитой жидкости при попадании в желудок сразу начинает поступать в кровь, то нужно также дать пострадавшему как минимум 50 мл крепкого 40% об алкогольного напитка (если пострадавший является взрослым человеком). 

 

Почему же способ нейтрализации вредных веществ содержащих в тормозной жидкости и антифризе одинаковый?

 

Все дело в том, что тормозная жидкость и охлаждающая жидкость содержат в своем составе токсичный спирт этиленгликоль, который опасен для организма человека. Правда в некоторых антифризах содержится более сложный спирт диэтиленгликоль. Этот технический спирт также является очень токсичным для организма.

 

В итоге процесс интоксикации человека при попадании тормозной жидкости и антифриза в организм очень схож. Именно поэтому производитель этих жидкостей и рекомендует одинаковое средство в качестве первой помощи при отравлении.

 

Кстати мы посмотрели паспорта безопасности других производителей антифризов, которые также содержат описание первой помощи при отравлении охлаждающей жидкостью, и фактически везде нашли рекомендации давать пострадавшим людям пить крепкий алкоголь в качестве антидота до приезда скорой помощи. 

 

Почему алкоголь помогает тем, кто отравился охлаждающей или тормозной жидкостью?

 

Этанол (питьевой спирт) является противоядием (антидотом)для тех, кто отравился антифризом или "тормозухой". Эффективность противоядия больше всего наблюдается на самом раннем этапе помощи пострадавшему.

Желательно, чтобы человек, выпивший тормозную жидкость или антифриз, сразу выпил 40 градусный алкогольный напиток (лучше водку или разбавленный питьевой спирт).

 

При попадании на первых порах после отравления этанола в желудок питьевой спирт может заблокировать образования в печении пострадавшего нефротоксичных метаболитов.

Так что, для того чтобы спасти человека от отравления антифризом или тормозной жидкостью, нужно как можно скорее дать человеку выпить крепкий алкогольный напиток.

 

Для того чтобы предотвратить образования в печени вредных веществ нужно поддерживать уровень этанола в крови пострадавшего около 100 мг/дл. Для этого человеку сначала дают выпить большую дозу крепкого 40-градусного алкоголя, а затем периодически дают поддерживающие дозы спиртосодержащих напитков. 

 

Правда, более предпочтительнее вводить этанол внутривенно. Поэтому помощь человеку при отравлении антифризом или тормозной жидкостью может оказываться только в условиях медицинского стационара. Также во время помощи пострадавшему медики должны часто брать анализ крови на содержание этанола в крови для постоянного поддержания блокировки образования нефротоксичных метаболитов в печени.

 

В том числе из-за спиртов этиленгликоля или диэтиленгликоля, которые содержатся в тормозной жидкости и антифризе у пострадавшего может начаться почечная недостаточность, в результате недостаточного очищения крови печенью от ядовитых веществ. В итоге в условиях стационара пострадавшему должен быть проведен экстренный  гемодиализ (искусственное очищение крови).

 

Так что, как видите, алкоголь реально является медицинским противоядием, в случае если человек отравился антифризом и охлаждающей жидкостью. Правда в большинстве случаев основная помощь должна естественно проводиться только медицинскими специалистами. 

 

Отравление незамерзайкой или отравление любым метиловым спиртом

 

После изучения последствий при отравлении антифризом и тормозной жидкостью, нам стало интересно, что делать если человек отравился незамерзайкой. Мы опять посмотрели в паспорт безопасности производителей автомобильных жидкостей и на удивление нашли информацию о том, что в качестве антидота при отравлении стеклоомывающим средством (незамерзайкой) также используется питьевой алкоголь. 

 

Обращаем ваше внимание, что в отличие от антифриза и тормозной жидкости, незамерзайкой можно отравиться, даже не употребляя ее вовнутрь. Все дело в том, что несертифицированная незамерзающая стеклоомывающая жидкость (фальсифицированные незамерзающие жидкости для автомобилей) часто содержит метиловый спирт (метанол), который является опасным ядом для человека.

 

Для отравления достаточно чтобы в организм человека попало чистого метилового спирта в объеме 10 мл. Причем обратите внимание, что в случае использования фальсифицированной незамерзайки в качестве омывателя лобового стекла, пары метанола легко могут проходить через вентиляционные отверстия в салон машины.

В итоге метанол может попасть в организм водителя и пассажиров.

 

Кроме того, часто при обработке лобового стекла стеклоомывающая жидкость частично остается на щетках стеклоочистителей, и других элементах автомобиля. В случае использования запрещенной незамерзайки, которая содержит метиловый спирт, метанол может попасть на кожу рук и одежду.

В дальнейшем метанол может попасть в дыхательные пути водителя, что естественно вызовет отравление. 

 

Чем опасна незамерзайка, содержащая метанол?

 

При попадании метанола в организм человека, ядовитый спирт метаболизируется в муравьиную кислоту и формальдегид. Эти метаболиты могут вызывать метаболический ацидоз, нарушение зрения и даже к полной слепоте из-за поражения нервных клеток. 

 

Коварность отравления запрещенной дешевой незамерзайкой в том, что токсические симптомы отравления появляются не сразу, так как для метаболизма метилового спирта (метанола) необходимо определенное время. Поэтому симптомы отравления незамерзающей жидкостью для лобового стекла могут затянуться от 6 до 30 часов. 

 

Что делать при отравлении незамерзайкой?

 

Если вы подозреваете, что отравились дешевой запрещенной незамерзающей жидкостью, то сразу вызовите скорую помощь. До приезда медиков промойте глаза и рот чистой водой. Желательно также выпить большое количество простой воды.

 

Кроме того, некоторые зарубежные производители стеклоомывающей жидкости (во многих странах производство незамерзайки, которая содержит метанол официально разрешено) в случае попадания в организм человека незамерзающей жидкости, которая содержит метиловый спирт, рекомендуют в качестве антидота также использовать, как и при отравлении антифризом или тормозной жидкостью, питьевой спирт или любой крепкий алкогольный напиток.

 

Оказывается этанол (питьевой спирт, содержащий в алкогольных напитках) использует в организме человека тот же метаболический путь, что и метанол. В итоге при употреблении крепкого алкогольного напитка этанол может предотвратить метаболизм метанола и снизить воздействие отравления на организм человека.

Так что, в принципе, при тормозной жидкостью, антифризом или незамерзайкой необходимо пить крепкие алкогольные напитки, которые могут нейтрализовать действие метанола и этиленгликоля, и предотвратят, в результате метаболизма, образование опасной кислоты в крови и других видов вредных веществ, которые очень опасны для любого человека. 

 

Удивительно, это единственный случай, когда алкоголь может реально спасти человека, который отравился автомобильными жидкостями.

Источник

Тормозные жидкости — классификация, характеристики, взаимозаменяемость — DRIVE2

В тормозных системах автотранспортных средств, а также в системах сцепления применяется тормозная жидкость под маркировкой ДОТ. Исключение составляют гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, у которых, в качестве тормозной жидкости, применяется минеральное масло собственных марок.

Изначально DOT — аббревиатура United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, отвечающий за вопросы безопасности транспорта. DOT и разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей, а также разделил спецификацию на классы в своём стандарте FMVSS №116. Эти классы и получили соответствующее название DOT и маркировку DOT-3, DOT-4, DOT-5. Этот документ был принят за основу для дальнейшей классификации тормозных жидкостей.

Уже позднее были разработаны нормативные документы и международные стандарты такие, как SAE J 1703, ISO 4925, FMVSS 116, а также нормативные документы в различных странах.

Состав: в тормозных жидкостях DOT 3, DOT 4 в качестве полигликолевой основы используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Также, каждая компания производитель тормозной жидкости добавляет комплекс присадок, для получения заданных характеристик по вязкости, сжимаемости и др.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одинаковую химическую основу и потому они взаимозаменяемы.

Но, в любом случае, перед применением необходимо внимательно прочесть на этикетке информацию производителя о совместимости тормозных жидкостей.

Отдельно существует отдельный класс жидкостей — DOT 5.1/ABS, которая предназначена для машин с ABS (антиблокировочной системой колёс), в состав DOT 5.1 входят силиконовые и гликолевые соединения, из-за чего эта жидкость несовместима с жидкостями других марок.

Сжимаемость: на протяжении всего процесса эксплуатации тормозная жидкость должна поддерживать низкий уровень сжимаемости жидкости и минимально зависеть от температурных колебаний.

Температура кипения: в результате трения при торможении тормозные колодки нагреваются. Тепло от колодок передается тормозным цилиндрам и тормозной жидкости, температура тормозной жидкости начинает повышаться, а при интенсивном или частом торможении она даже может закипеть. При закипании любой жидкости, в том числе и тормозной — выделяются пузырьки воздуха. Эти пузырьки могут образовать воздушную пробку в тормозной системе. Такая "воздушная пробка" может привести к неработоспособности тормозной системы.

Поэтому, чем выше температура кипения у тормозной жидкости, тем лучше. И это основной показатель характеристики тормозных жидкостей.

Вязкость: у тормозной жидкости она должна оставаться постоянной, и при этом иметь инимальную зависимость от температуры в диапазоне во всем рабочем диапазоне температур: -40 — +100°C. Значение минимально уровня вязкости особенно актуально при низких температурах в современных автомобилях в которых применяются системы электронного управления устойчивостью движения (ESP), системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC), а также антиблокировочной системы тормозов (ABS).

По стандарту FMVSS 116 кинематическая вязкость тормозной жидкости DOT 4 при -40°C не должна превышать 1800 мм2/с.Защита от агрессивного воздействия: тормозные жидкости не должны оказывать разрушающего воздействия на резиновые, пластиковые и металлические детали тормозной системы. Антикоррозионные качества любой жидкости определяется активностью ионов водорода (индекс рН) и этот параметр для тормозной жидкости должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единиц, и если меньше 7 — воздействует на сталь, если больше 12 — воздействует на цветные металлы. Антикоррозионные защитные свойства тормозной жидкости обеспечиваются добавлением специальных присадок.

Абсорбция влаги: как уже писалось выше, при торможении происходит нагрев тормозной жидкости, а затем при ее охлаждении, образуется конденсат воды. С течением времени количество воды в тормозной системе увеличивается, и это может привести к замерзанию воды при низких температурах, а также приводит к понижению температуры кипения тормозной жидкости, что видно на прилагаемом графике.Срок эксплуатации: из-за абсорбции влаги срок эксплуатации тормозных жидкостей ограничен. Практика показывает, что в течение первого года эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается до 2% влаги, ко второму году — до 3,5%, к третьему — до 4,5%. На графике хорошо проилюстрированно, что для DOT-3 и DOT-4 срок эксплуатации составляет 2-3 года.

DOT 5.1 более гигроскопична, но при этом она содержит большее количество специальных присадок, поэтому и срок эксплуатации её может достигать 4-5 лет.

Силиконовая жидкость DOT 5 слабогигроскопична, а значит имеет более длительный срок службы. Для DOT-5 он может достигать 10-15 лет, но при этом есть ряд других проблем, в частности это высокая степень аэрации из-за высокого показателя расворимости воздуха в жидкости, и как результат, DOT 5 запрещена к эксплуатации в автомобилях в которых установлена антиблокировочная система абривиатура ABS.

Отличительные особенности тормозных жидкостей класса DOT.

Основные отличия тормозных жидкостей — температура кипения и абсорбция влаги. Чем выше температура кипения, тем лучше тормозная жидкость, но при этом будет она будет дороже.

Тормозная жидкость класса DOT 3 – для этого класса жидкостей основа — соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость ее изготовления, но при этом DOT-3 более гигроскопична, то есть быстрее накапливает влагу. И это приводит к снижению температуры кипения у тормозных жидкостей данного класса.

Тормозная жидкость класса DOT 4 – жидкость с улучшенными характеристиками, рассчитанные на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Ее основа — соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, которая входит в состав DOT-4 полностью нейтрализует конденсат воды. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, и способствует поддержанию заданного уровня температуры кипения, а также увеличивает срок службы жидкостей класса DOT-4.

Тормозная жидкость класса DOT-4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость класса DOT 5 — изготавливается но основе силикона и негигроскопична, то есть не поглощает попавшую в тормозную систему влагу не смешивается с ней, и это может привести к накоплению воды в нижних точках тормозной системы и в замерзании этой попавшей в систему воды при низких температурах.

Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – жидкость этого класса имеет состав похожий на жидкость DOT-4 но, за счет использования присадок имеет большую температуру кипения. Это позволяет применять DOT 5.1 в тормозных системах автомобилей, развивающих большую скорость.

Смешивание тормозных жидкостей: если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5 (не путать с DOT-5.1!) — нельзя доливать жидкость DOT 3 или DOT 4. Это приведет к выходу из строя тормозной системы.

Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3 и смешивать

одинаковые жидкости между собой.

Необходимо соблюдать правило по которому более высокий класс жидкости можно добавлять в более низкий, а наоборот смешивать нельзя. Например, если в автомобиле заливалась тормозная жидкость DOT-3, в этом случае можно доливать жидкость DOT-3, DOT-4 или DOT-5.1. Это даже улучшит свойства данной тормозной жидкости .
Тип жидкости
DOT 3
DOT 4
DOT 5.1

Температура кипения новой тормозной жидкости, °C
205
230
260

Температура кипения "старой" жидкости, °C
140
155
180

Вязкость новой жидкости при температуре -40 °C, мм2/с
1500
1800
900

Взято отсюда bhg.by/articles/tormoznye-zhidkosti-klassifikaciya

Горит ли тормозная жидкость? | АвтоЖидкость

Вопрос горения различных рабочих жидкостей авто вызывает интерес у автолюбителей. Большинство водителей знает, что масла и топливо легко воспламеняются и стабильно горят. А вот по поводу пожароопасных свойств тормозных жидкостей знают далеко не все. Ниже разберёмся, горит ли тормозная жидкость.

Горит ли гликолевая тормозная жидкость?

В тормозных системах подавляющего большинства авто залита гликолевая тормозная жидкость марки ДОТ-3, ДОТ-4 или ДОТ 5.1. Эти составы более чем на 90 % состоят из гликолей и полигликолей. Остальную долю от общего объёма занимают присадки, повышающие рабочие характеристики тормозной жидкости.

Гликоли – это двухатомные спирты. Как и все жидкости спиртовой группы, гликоли обладают большинством их свойств. В том числе и способностью поддерживать произвольное горение после воспламенения, без поступления тепловой энергии извне. Это означает, что тормозная жидкость после воспламенения будет гореть до тех пор, пока не выгорит полностью. При этом подогревать её для поддержания горения не нужно.

Температура воспламенения тормозной жидкости в каждом отдельно взятом случае различается. Она колеблется в зависимости от конкретной марки тормозной жидкости. Однако обычного открытого пламени любой природы (от спички, газовой горелки или горящего углеводородного топлива) достаточно для начала процесса горения гликолевой тормозной жидкости.

Воспламенение тормозной жидкости происходит не сразу после контакта с открытым пламенем. То есть эта жидкость не относится к категории легковоспламеняемых. Она просто горючая.

Продуктом горения тормозной жидкости выступают летучие окислы углеводородов, углекислый и угарный газ, а также пары воды. Осадков твёрдой фракции остается немного, и в основном они являются продуктами разложения присадок.

Горит ли силиконовая тормозная жидкость?

Силиконовые тормозные жидкости класса ДОТ-5 распространены в современных автомобилях не так широко, как гликолевые. Дело в том, что они требуют особых материалов в конструкции самой системы, с другими свойствами. То есть залить в бачок тормозной системы, рассчитанной на гликолевые жидкости, силиконовую ДОТ-5 нельзя.

Силиконовые жидкости, как понятно из названия, созданы на базе силиконов. Соотношение базы и присадок примерно такое же, как и у гликолевых тормозных жидкостей: 9 к 1.

Силикон имеет кремниевую основу. Наличие в структуре химической формулы кислорода позволяет силиконовым жидкостям после поджигания стабильно гореть. Но так же, как и в случае с гликолевыми вариантами ДОТ-3 и ДОТ-4, силиконовые жидкости не воспламеняются сразу же после контакта с огнём. Нужно некоторое время направлять открытое пламя на силиконовую жидкость ДОТ-5, чтобы она воспламенилась и продолжила самостоятельно гореть.

Продуктом горения силиконовой тормозной жидкости выступают твёрдые окислы кремния и небольшое количество легких соединений водорода и углерода.

Субъективно, силиконовая жидкость горит более «агрессивно», чем гликолевая.

Тест проникающих жидкостей для закисшего крепежа. — УАЗ 31519, 2.7 л., 2013 года на DRIVE2

Интернет кишит рецептами об аналогах вд40, но часто люди дают либо не эффективные советы либо непроверенные лично. Я Провел небольшой эксперимент и опыт от него изложу сдесь, а уж чем вам пользоваться это вам решать.
Условия болт с гайкой лежавшие в солевом растворе около полугода и год на воздухе. Жидкости сначала я начал тест с самодельной вд40 (керосин +масло +бензин). И тормозная жидкость дот4 позже добавились уксусная кислота и хайгир, после каждого отмокания пытался раскрутить соединение двумя небольшими ключами, прилагая максимум усилий. Кстати на ютубе есть рецепт вд 40 керосин + дот4… И автора даже не смутило то что они не смешиваются между собой! Итак время отмачивание в составах: первый этап по 4часа в самодельной вд40 дот4 и уксусной кислоте итог ноль, далее 36 часов самодельной вд40 как ни пыжился ни в какую, далее пошел в ход хай гир на 27часов с замачиванием, после него я проверял на откручивание с особым пристрастием, как после так и спустя день перед финальным испытуемым, результата не было, на самом деле я думал что с болтом справится только нагрев, но последняя жидкость меня удивила, а искать я стал в направлении тормозухи, так как много постов о смеси ее с керосином…с которым современные тормозные жидкости на основе гликолей не смешиваются, в итоге купил ту самую бск — тормозная жидкость на основе н-бутилового спирта и касторового масла, звучит как микстура от кашля)))) бутиловый спирт имеет плотность 0.8 г/см кубический, как и керосин, итог они отлично смешиваются. Данная жидкость справилась с подопотным за 20минут… Я немного прифигел, конечно возможно с одним подопотным тест где-то не слишком обьективен, но на заметку думаю можно взять рецепт 80%бск+20%керосин. Работает и дешево, тесты на этом не кончаются, готовлю новые гнилые болты с гайками.

Полный размер

Самодельная вд40 справа и дот 4 слева

Полный размер

Именитый Хай гир

Полный размер

Не смешиваемые керосин вверху и дот 4 внизу

Полный размер

Победитель 80%бск+20%керосина!

Полный размер

Nisshinbo › Блог › Точка кипения. Почему тормозную жидкость нужно менять каждые два года?

Тормозная система автомобиля не может функционировать без тормозной жидкости – она передает усилие, оказываемое при нажатии водителем на педаль тормоза, на колесный тормоз. Некоторые считают, что тормозная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. Это не так! Периодически ее необходимо менять. Вопрос в том, как часто? Стандартное требование большинства автопроизводителей – полностью менять тормозную жидкость каждые 2 года. И вот почему.

Полный размер

Даже в закрытую тормозную систему из окружающего воздуха попадает влага. Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно эту влагу впитывает. И когда в тормозной жидкости накапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения (этот термин определяет ее свойства в конце жизненного цикла, когда содержание воды в ТЖ достигает 3,5%), что может привести к появлению в тормозной жидкости паровых пробок. Как это происходит и чем это грозит? Такой пример: если при спуске с горы нога водителя будет постоянно находиться на педали тормоза, температура тормозной жидкости от нагретых тормозных колодок будет повышаться, и как только будет достигнута критическая точка, содержащаяся в жидкости вода начнет кипеть, образуя в тормозной системе пузырьки пара. Как следствие – потеря жесткой связи между педалью тормоза и тормозными колодками.

Даже минимальное содержание воды в тормозной жидкости ведет к снижению температуры кипения. При эксплуатации машины в условиях российского климата излишек влаги в тормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. При сильном торможении в жару она может закипеть, а зимой на стоянке – замерзнуть.

Если вы сами делаете ТО и следите за своим автомобилем, не забывайте про тормозную жидкость. Как минимум, периодически проверяйте ее уровень и при необходимости подливайте новую в тормозной бачок.

Для измерения температуры кипения в системе торможения существуют специальные приборы. Однако у рядового автолюбителя, как правило, такого прибора нет. Поэтому просто возьмите за правило менять тормозную жидкость каждые два года.

Вся разница в DOT

В основном тормозные жидкости отличаются температурой точки кипения и степенью вязкости. Чем меньше вязкость, тем проще тормозной жидкости проходить по патрубкам и через различные клапаны гидроприводов, и тем быстрее будет отклик. Классифицируют тормозные жидкости по американскому стандарту департамента транспорта FMVSS-116 DOT. Чем выше класс DOT, тем выше температура кипения и равновесная температура кипения.

Полный размер

Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производят на основе гликолей (NSBF), а DOT 5 – на основе силикона (SBBF) (к слову, ТЖ классов DOT 1 и DOT 2 давно устарели и не производятся). Смешивать тормозные жидкости разных типов (гликолевые с силиконовыми) нельзя, это важно знать при доливке тормозной жидкости! Если смешать жидкости на разных основах, то полученная в результате смесь может расслоиться. Не случайно стандарт FMVSS 116 требует окрашивать силиконовые жидкости DOT 5 в красный цвет, в то время как все остальные тормозные жидкости либо прозрачные, либо янтарные (точнее, имеют оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Что же касается тормозной жидкости DOT 5.1, то ее не возбраняется смешивать с продуктами классов DOT 3 и DOT 4.

Помимо истечения «срока пригодности» тормозной жидкости, показаниями к ее замене являются ремонт тормозных механизмов или покупка б/у машины.

Полный размер

Выбор тормозной жидкости

Тормозные жидкости класса DOT 3 считаются довольно устаревшими и применяются для автомобилей более ранних годов выпуска, они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят практически для всех современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABS применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.

Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.

Отдельно стоит остановиться на тормозных жидкостях класса DOT 5. Благодаря силиконовой основе эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками на тормозную систему.

Полный размер

Наш совет автовладельцам: не надо покупать жидкость, которую вы сами считаете «лучшей». Мы советуем не экспериментировать и просто купить тормозную жидкость, соответствующую рекомендациям производителя вашего автомобиля. Каждый автопроизводитель имеет собственную кодировку классов тормозных жидкостей, используемых в производимых им транспортных средствах – эта информация содержится в руководстве по эксплуатации автомобиля или спецификациях. Эти коды нужно сопоставить с соответствующими спецификациям того или иного производителя тормозных жидкостей – э

Простой способ прокачать тормоза в одиночку. — DRIVE2

Добрый день, коллеги!

Когда требуется заменить тормозную жидкость или выгнать пузырьки воздуха из тормозных магистралей, обычно это делается вдвоем с помощником, один сидит в салоне и педалью тормоза нагнетает давление тормозной жидкости, второй под машиной ключом открывает/закрывает прокачной штуцер.

Найти помощника часто бывает проблемой, поэтому автолюбители уже давно придумали разные способы, как прокачать тормоза в одиночку. Один из самых распространенных способов предполагает врезку в крышку бачка с тормозной жидкостью вентиля от автомобильного колеса, и последующее нагнетание через этот штуцер давления воздушным компрессором. Мне этот способ совершенно не нравится, так как требуется портить крышку, подключать компрессор, контролировать давление и т.д.

Предлагаю вашему вниманию другой, более простой способ, который не требует абсолютно никакого вмешательства в штатную тормозную систему автомобиля и позволяет выполнить замену жидкости или прокачку тормозной системы быстро и в одиночку. Пользуюсь этим способом уже давно, проблем с тормозами после прокачки не было ни разу.

Суть способа очень простая:

1. К прокачному штуцеру тормозного суппорта колеса подключаем обратный клапан, который пропускает жидкость только в одну сторону, от штуцера.
2. Другой конец шланга опускаем в емкость для сбора жидкости. Лучше, если конец шланга с самого начала будет погружен в тормозную жидкость, так меньше вероятность попадания воздуха в систему.
3. Приоткрываем прокачной штуцер для выпуска тормозной жидкости.
4. Садимся в салон, и, плавно нажимая на педаль тормоза, начинаем выгонять жидкость из системы. При этом штуцер всегда открыт, но обратный клапан не дает воздуху попасть в тормозную систему при обратном ходе педали. Чтобы в одиночку контролировать выход пузырьков воздуха, для водительской стороны используем прозрачный шланг подлиннее, который будет видно с водительского места, с пассажирской стороны ориентируемся по усилию на педали тормоза и по звуку выходящей жидкости (с пузырьками звук отличается).
5. После нескольких нажатий на педаль, доливаем тормозную жидкость в бачок, при таком способе она убывает довольно быстро. Количество итераций и расход жидкости зависят от задачи — полная замена жидкости или просто прокачка от пузырьков воздуха.
6. Закрываем прокачной штуцер и переходим к следующему колесу.
7. Повторяем операцию прокачки со всеми колесами.

Иллюстрация процесса представлена на фото ниже.

Всем хорошего дня, до связи!

1.


Полный размер

2.


Полный размер

3.


Полный размер

4.


Полный размер

5.


Полный размер

6.

Все о тормозной жидкости — DRIVE2

В тормозных системах автотранспортных средств, а также в системах сцепления применяется тормозная жидкость под маркировкой ДОТ. Исключение составляют гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, у которых, в качестве тормозной жидкости, применяется минеральное масло собственных марок.

Изначально DOT — аббревиатура United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, отвечающий за вопросы безопасности транспорта. DOT и разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей, а также разделил спецификацию на классы в своём стандарте FMVSS №116. Эти классы и получили соответствующее название DOT и маркировку DOT-3, DOT-4, DOT-5. Этот документ был принят за основу для дальнейшей классификации тормозных жидкостей.

Уже позднее были разработаны нормативные документы и международные стандарты такие, как SAE J 1703, ISO 4925, FMVSS 116, а также нормативные документы в различных странах.

Состав: в тормозных жидкостях DOT 3, DOT 4 в качестве полигликолевой основы используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Также, каждая компания производитель тормозной жидкости добавляет комплекс присадок, для получения заданных характеристик по вязкости, сжимаемости и др.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одинаковую химическую основу и потому они взаимозаменяемы.

Но, в любом случае, перед применением необходимо внимательно прочесть на этикетке информацию производителя о совместимости тормозных жидкостей.

Отдельно существует отдельный класс жидкостей — DOT 5.1/ABS, которая предназначена для машин с ABS (антиблокировочной системой колёс), в состав DOT 5.1 входят силиконовые и гликолевые соединения, из-за чего эта жидкость несовместима с жидкостями других марок.

Сжимаемость: на протяжении всего процесса эксплуатации тормозная жидкость должна поддерживать низкий уровень сжимаемости жидкости и минимально зависеть от температурных колебаний.

Температура кипения: в результате трения при торможении тормозные колодки нагреваются. Тепло от колодок передается тормозным цилиндрам и тормозной жидкости, температура тормозной жидкости начинает повышаться, а при интенсивном или частом торможении она даже может закипеть. При закипании любой жидкости, в том числе и тормозной — выделяются пузырьки воздуха. Эти пузырьки могут образовать воздушную пробку в тормозной системе. Такая "воздушная пробка" может привести к неработоспособности тормозной системы.

Поэтому, чем выше температура кипения у тормозной жидкости, тем лучше. И это основной показатель характеристики тормозных жидкостей.

Вязкость: у тормозной жидкости она должна оставаться постоянной, и при этом иметь инимальную зависимость от температуры в диапазоне во всем рабочем диапазоне температур: -40 — +100°C. Значение минимально уровня вязкости особенно актуально при низких температурах в современных автомобилях в которых применяются системы электронного управления устойчивостью движения (ESP), системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC), а также антиблокировочной системы тормозов (ABS).

По стандарту FMVSS 116 кинематическая вязкость тормозной жидкости DOT 4 при -40°C не должна превышать 1800 мм2/с.

Защита от агрессивного воздействия: тормозные жидкости не должны оказывать разрушающего воздействия на резиновые, пластиковые и металлические детали тормозной системы. Антикоррозионные качества любой жидкости определяется активностью ионов водорода (индекс рН) и этот параметр для тормозной жидкости должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единиц, и если меньше 7 — воздействует на сталь, если больше 12 — воздействует на цветные металлы. Антикоррозионные защитные свойства тормозной жидкости обеспечиваются добавлением специальных присадок.

Абсорбция влаги: как уже писалось выше, при торможении происходит нагрев тормозной жидкости, а затем при ее охлаждении, образуется конденсат воды. С течением времени количество воды в тормозной системе увеличивается, и это может привести к замерзанию воды при низких температурах, а также приводит к понижению температуры кипения тормозной жидкости, что видно на прилагаемом графике.

Срок эксплуатации: из-за абсорбции влаги срок эксплуатации тормозных жидкостей ограничен. Практика показывает, что в течение первого года эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается до 2% влаги, ко второму году — до 3,5%, к третьему — до 4,5%. На графике хорошо проилюстрированно, что для DOT-3 и DOT-4 срок эксплуатации составляет 2-3 года.

DOT 5.1 более гигроскопична, но при этом она содержит большее количество специальных присадок, поэтому и срок эксплуатации её может достигать 4-5 лет.

Силиконовая жидкость DOT 5 слабогигроскопична, а значит имеет более длительный срок службы. Для DOT-5 он может достигать 10-15 лет, но при этом есть ряд других проблем, в частности это высокая степень аэрации из-за высокого показателя расворимости воздуха в жидкости, и как результат, DOT 5 запрещена к эксплуатации в автомобилях в которых установлена антиблокировочная система абривиатура ABS.

Отличительные особенности тормозных жидкостей класса DOT.

Основные отличия тормозных жидкостей — температура кипения и абсорбция влаги. Чем выше температура кипения, тем лучше тормозная жидкость, но при этом будет она будет дороже.

Тормозная жидкость класса DOT 3 – для этого класса жидкостей основа — соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость ее изготовления, но при этом DOT-3 более гигроскопична, то есть быстрее накапливает влагу. И это приводит к снижению температуры кипения у тормозных жидкостей данного класса.

Тормозная жидкость класса DOT 4 – жидкость с улучшенными характеристиками, рассчитанные на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Ее основа — соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, которая входит в состав DOT-4 полностью нейтрализует конденсат воды. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, и способствует поддержанию заданного уровня температуры кипения, а также увеличивает срок службы жидкостей класса DOT-4.

Тормозная жидкость класса DOT-4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость класса DOT 5 — изготавливается но основе силикона и негигроскопична, то есть не поглощает попавшую в тормозную систему влагу не смешивается с ней, и это может привести к накоплению воды в нижних точках тормозной системы и в замерзании этой попавшей в систему воды при низких температурах.

Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – жидкость этого класса имеет состав похожий на жидкость DOT-4 но, за счет использования присадок имеет большую температуру кипения. Это позволяет применять DOT 5.1 в тормозных системах автомобилей, развивающих большую скорость.

Смешивание тормозных жидкостей: если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5 (не путать с DOT-5.1!) — нельзя доливать жидкость DOT 3 или DOT 4. Это приведет к выходу из строя тормозной системы.

Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3 и смешивать

одинаковые жидкости между собой.

Необходимо соблюдать правило по которому более высокий класс жидкости можно добавлять в более низкий, а наоборот смешивать нельзя. Например, если в автомобиле заливалась тормозная жидкость DOT-3, в этом случае можно доливать жидкость DOT-3, DOT-4 или DOT-5.1. Это даже улучшит свойства данной тормозной жидкости .

Тип жидкости
DOT 3
DOT 4
DOT 5.1
Температура кипения новой тормозной жидкости, °C
205
230
260
Температура кипения "старой" жидкости, °C
140
155
180
Вязкость новой жидкости при температуре -40 °C, мм2/с
1500
1800
900
По мере дополнения информации буду корректировать запись или добовлять свежее))

Не все смазки одинаково полезны для тормозной жидкости — ВМПАВТО на DRIVE2

Что случится, если смазка для тормозного поршня вступит в реакцию с тормозной жидкостью?
Для начала давайте разберемся для чего вообще нужно смазывать тормозной поршень.

На одной выставке к нам подходили коллеги из бюро, занимающегося поставкой и ремонтом суппортов, и с недоумением спрашивали: "А зачем его вообще смазывать? Туда же не подлезть, да и вообще там тормозуха работает!"

Полный размер

Это неверный подход. Тормозная жидкость не может обеспечить такую же герметичность, как консистентная смазка на стенках поршня. Напротив, при интенсивной работе и частых перегревах не смазанный резиновый пыльник может деформироваться и пропускать тормозную жидкость.
Более того, смазанный поршень дает большую плавность хода, что также влияет на комфортное управление.

Итак, мы договорились, что смазывать поршень необходимо. Для герметичности — раз, и для плавного хода — два. И делать это очень просто. Аккуратно приподнять манжету поршня и при помощи шприца смазать поверхность поршня.

Что дальше? А дальше важно понимать, что смазка, которую вы используете не вступает в реакцию с вашей тормозной жидкостью.
Мы подготовили для вас небольшое видео с тестом тормозных смазок. Предупреждая возможные вопросы, скажем, что все эти смазки рекомендованы их производителями для использования в поршнях. Такая информация размещена на тубах смазки.

Итак, почему нейтральность к тормозной жидкости имеет такое принципиальное значение?
Есть 3 причины:

1) Тормозная жидкость может начать протекать. Это больше похоже на миф, но такие факты действительно имеют место быть. Если после вымывания смазки под воздействием внешней среды рассохнется и деформируется резиновая манжета, то протечки тормозной жидкости не избежать.
2) Перемешивание смазки с тормозной жидкостью может привести к снижению температуры кипения последней.
Тепло от колодок передается тормозным цилиндрам и тормозной жидкости, температура тормозной жидкости начинает повышаться, а при интенсивном или частом торможении она даже может закипеть. При закипании любой жидкости, в том числе и тормозной — выделяются пузырьки воздуха. Эти пузырьки могут образовать воздушную пробку в тормозной системе. Такая "воздушная пробка" может привести к неработоспособности тормозной системы.
Поэтому, чем выше температура кипения у тормозной жидкости, тем лучше. И это основной показатель характеристики тормозных жидкостей (Источник, см.стр.19) .

3) Также смешивание смазки с тормозной жидкостью может влиять на кинематическую вязкость. Если в случае с чистой "тормозухой" все клапаны ABS блока будут работать в предсказуемом режиме, то спрогнозировать поведение тех же клапанов в более вязкой среде проблематично.

Смазка для суппортов МС-1600 идеально подходит для применения в тормозных ЦПГ. Она не смешивается с тормозными жидкостями (исключение составляют жидкости типа DOT5), нейтральна к резиновому пыльнику и выдерживает высокие температуры.

Эффективность смазки МС-1600 в поршневых группах суппортов подтверждена сотнями отзывов профессиональных сервисов и частных автовладельцев.

Полный размер

Технические характеристики МС-1600

Роль тормозной жидкости в автомобиле — DRIVE2

Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность водителя и пассажиров. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Гидравлическая тормозная система

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения.

Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении.

Международные стандарты тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.
Все отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным ТУ, ориентируясь на следующие стандарты, принятые в США и странах Западной Европы:
Международный стандарт

Информация об организации, разработавшей стандарт

FMVSS 116

FMVSS norms (= Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей

ISO 4925

ISO (= International Organization for Standardization ) — Международная организация по стандартизации

SAE J 1703 /1704

SAE (= Society of Automotive Engineers, Inc.) — Общество автомобильных инженеров

JIS K 2233

JIS (= Japanese Industrial Standard ) — Японский промышленный стандарт

Наиболее важные характеристики тормозной жидкости

1. Температура кипения — в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения "увлажненной" косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

2. Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.

3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.

5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.

6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.

7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

8. Совместимость — способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.

! автопроизводители предъявляют более жесткие требования.

Типы тормозных жидкостей

1. Минеральные

Представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям:

имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами)
становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

2. Силиконовые

Изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от гликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают:

DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе)
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).
3. Гликолевые (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1)

Тормозные жидкости имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы.

В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Классы тормозных жидкостей

В зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.

Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

Тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.

Жидкости класса DOT 5 (DOT 5.1) используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во вр

Почему необходимо менять тормозную жидкость — DRIVE2

Температура кипения — один из основных показателей качества тормозной жидкости. Teмпepaтypa, пpи кoтopoй пpиxoдитcя paбoтaть тopмoзнoй жидкocти мoжeт кoлeбaтьcя oт – 40°C, нaпpимep, нa cильнoм мopoзe и дo + 220°C, вo вpeмя интeнcивнoгo пoльзoвaния тopмoзaми.

При торможении автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая может стать причиной закипания жидкости. При этом, уже при температурах, близких к температуре кипения, в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов). В этом случае, при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы, педаль тормоза «проваливается».

Тормозная жидкость гигроскопична — а это значит, что она интенсивно впитывает в себя воду из атмосферы.Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Пpи этoм тeмпepaтypa eё кипeния cнижaeтcя нa 30° – 40°C. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критичным и жидкость подлежит замене.

Kpoмe oпacнocти «зaкипaния» тopмoзoв в caмый нeпoдxoдящий мoмeнт, влaгa в тopмoзнoй жидкocти cпocoбcтвyeт пoявлeнию кoppoзии нa цилиндpax, a нa мopoзe мoжeт cтaть пpичинoй oбpaзoвaния лeдяныx пpoбoк в тopмoзнoй cиcтeмe. Ceгoдня бoльшинcтвo aвтoпpoизвoдитeлeй peкoмeндyют пoлнocтью мeнять тopмoзнyю жидкocть oдин paз в двa гoдa или пocлe пpoбeгa кaждыx 40 – 50 тыc. км.

ВЯЗКОСТЬ — важный показатель в условиях зимы, он не должен превышать 1800 мм2/с. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений иначе нарушится текучестьжидкости через очень тонкие гидравлические каналы тормозной системы, что приведет к снижению быстрого действия или даже отказу тормозов.

Чрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны.Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистралях тормозной системы прямо во время движения, что приведет к полному отказу тормозной системы. Подобное может произойти также при выезде из относительно теплого гаража на сильный мороз.

Пониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.

Следующий важный показатель – это pH. Если значение pH ниже 7.0, то возникает риск коррозии черных металлов, а при значении pH выше 11.5 коррозии подвергаются алюминиевые сплавы. Оба вида коррозии ведут к снижению эффективности и быстродействия тормозов.
К сожалению, для автомобилистов, в России нет единого стандарта, регламентирующего качество тормозной жидкости. Отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на стандарты, принятые в странах Европы и США:

FMVSS 116 — FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей;

ISO 4925 — ISO (International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации;

SAE J 1703 /1704 — SAE (Society of Automotive Engineers, Inc.) — Общество автомобильных инженеров;

JIS K 2233- JIS (Japanese Industrial Standard) Японский промышленный стандарт.

На рынке России и стран СНГ представлено множество марок тормозных жидкостей, производители которых заявляют, что данный продукт отвечает всем требованиям, предъявляемым к классу Dot4. Но из-за отсутствия государственного стандарта качество тормозной жидкости остается на совести производителя, который, в целях получить больше выгоды, может существенно сэкономить на качестве продукта.

С развитием технологий автомобилестроения повышаются требования к тормозным жидкостям. Введение в конструкцию тормозов системы ABS приводит к введению нового стандарта class 6. На российском рынке такому стандарту соответствует только тормозная жидкость марки ROSDOT, производитель ООО «Тосол-Синтез-Инвест».

Для того чтобы избежать проблем с тормозной системой, следует соблюдать ряд простых правил:

— Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить замену

— Стандартный диапазон замены – 2 года или 40 000 км пробега

— Применять только качественные тормозные жидкости, одобренные автопроизводителями

— Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка


— Тормозную жидкость нужно менять полностью

— Не допускается смешивать тормозные жидкости на минеральной и гликолевой основе

— Не рекомендуется использовать тормозную жидкость из упаковки, открытой более 6 месяцев. Также в некоторых автосервисах можно проверить температуру кипения тормозной жидкости с помощью специального индикатора. Конечно, подобные способы проверки не воссоздают реальных условий эксплуатации, но пренебрегать ими не стоит, так как более точные результаты можно получить только при испытаниях в лаборатории.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете избежать серьезных проблем, которые угрожают безопасности вашего движения: отказ тормозов из-за превышенного содержания влаги в тормозной жидкости; работа тормозов с задержкой из-за высокой вязкости при низкой температуре; износ деталей тормозной системы; коррозия черных металлов и алюминиевых сплавов в модулях тормозной системы; нарушение герметичности тормозной системы; неэффективная работа системы электронной помощи при торможении


Смотрите также