.
.

Конспект первая помощь при ожогах и обморожениях


Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении

Тема: Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

Цель: Формировать у учащихся представление о признаках теплового и солнечного ударов, ожогов, обморожений и способах оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Образовательные:

Коррекционно - развивающие:

Воспитательные:

Основные знания, термины и понятия: тепловой удар, солнечный удар, перегрев, ожог, обморожение, кожа, терморегуляция, закаливание.

Оборудование и материалы: таблица «Строение кожи», технологические карты, карточки со словарными словами, ребусы, листы самопроверки, презентация «Первая медицинская помощь при перегреве, ожогах, обморожении».

Ход урока:

Подготовительный

УЭ - 0

Цель: подготовить рабочее место и подготовиться самому.

Действия:

Проверь на своём столе задания, ручку, учебник.

Оцени свою готовность.

Если всё на месте и ты подготовился в перемену – поставь себе 2 балла.

УЭ - 1

Цель: Определить уровень знаний по предыдущей теме, выполняя задания.

Запиши тему урока и подумай над целью.

Тема урока:

___________________________________

___________________________________

В процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. Изучить меры оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах, при обморожении.

2. Познакомиться с признаками теплового и солнечного ударов, ожогов, обморожений.

3. Уметь работать с текстом учебника.

Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны.

Сосчитай количество жетонов – они соответствуют количеству баллов.

УЭ - 2

Цель: Самостоятельно получить представления об оказании первой медицинской помощи при перегревании, ожогах и обморожении.

Действия:

  1. Прочитайте параграф 47 учебника.

  2. Подготовьте письменно ответы на вопросы к параграфу и обсудите в группе.

  3. Руководитель группы отчитывается о выполненном задании.

Работайте самостоятельно.

Обсудите в группе.

За выполненное задание ставим

5 баллов.


УЭ - 3

Цель: Проверить полученные задания по теме.

Действия:

Внимательно читай задания и выполняй.

1. Перегрев организма - это:

А) ожог

Б) обморожение

В) тепловой или солнечный удар

2. Что является причиной солнечного удара:

А) длительное пребывание на солнце

Б) употребление спиртных напитков

В) проникновение в организм инфекции

3. Какой степени ожог, если на коже образовались волдыри:

А) 1 степени

Б) 2 степени

В) 3 степени

4. Какой степени ожог, если произошло омертвление кожи:

А) 1 степени

Б) 2 степени

В) 3 степени

5. Нарушение целостности кожи - это:

А) ожог

Б) обморожение

В) тепловой удар

6. Первый признак обморожения:

А) появление белых пятен на коже и потеря чувствительности

Б) жжение кожи

В) загар на коже

7. В каких случаях повышается температура тела человека:

А) при ожогах

Б) при тепловом и солнечном ударе

В) при обморожении

8.Какие участки тела чаще всего обмораживаются:

А) пальцы рук и ног

Б) нос, уши, щеки

В) кожа спины и живота

9. Почему обмороженные участки кожи нельзя растирать?

А) это может вызвать ожог

Б) это может вызвать переохлаждение

В) это может повредить кожу

Если закончил, подними руку и попроси лист проверки.

Оценивай каждое задание. Поставь себе баллы по количеству правильных ответов.

УЭ - 4

Цель: Оценить себя и узнать домашнее задание.

Действия:

Сосчитай сложением все баллы.

Определи оценку.

Если у тебя от 20 до 15 баллов, твоя оценка «5».

Ты умница, мы тобой гордимся.

Задание: прочитать учебник стр. 196-199, выполнить задание №1(!)

Если у тебя от 15 до 10 баллов, твоя оценка «4».

Ты молодей, ещё немного упорства, и ты получишь «5».

Задание: прочитать учебник стр. 196-199, выполнить задание №2(!)

Если у тебя от 10 до 5 баллов, твоя оценка «3».

Очень жаль, постарайся хорошо выучить домашнее задание и ответить на следующем уроке.

Задание: прочитать учебник стр. 196-199, ответить на вопросы.

Ваша оценка. Желаем успеха!

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

Лист самопроверки

1. В

2. А

3. Б

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. А,Б

9. В

План-конспект урока (8 класс) на тему: Первая помощь при несчастных случаях (обморожение).

Урок:  Первая помощь при несчастных случаях  (обморожение).

Цели деятельности учителя:

Коррекционно-образовательная:

1. систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.

2. формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.

3. формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных          случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.

   коррекционно-развивающая:

активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать культуру  безопасной жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая:

Профилактика обморожений

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа,  мыслительная деятельность, дифференцированная работа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:  компьютер; видео ролик; карточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».

        В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.

        Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.

  1. Актуализация знаний

Сообщение темы, целей урока

  1. Освоение нового материала

Беседа:

-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.

        Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах.  К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.

        Что такое обморожение?

Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.

К обморожению на морозе приводят:

Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!

Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:

I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.

II степень - симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.

III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.

IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении  IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов  и костей.

Первая помощь при обморожениях.

Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий  первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

        При обморожении  I степени охлаждённые участки следует согреть  до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.  Учитель на ученике показывает  на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой  марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.

        При обморожении  II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку.  Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».

Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?

        Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.

Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом  при глубоком обморожении.

Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.

  1. Физминутка

А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной  несколько упражнений, которые помогут  вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.

Профилактика обморожений  (карточка – памятка №1)

Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать обморожений на сильном морозе:

Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.

Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.

  1. Закрепление изученного материала.

-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.

-Как это всё называется? (одежда и обувь).

-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.

ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?

Работа с пословицами.

В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.

- На доске  записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.

( Да не велит стоять Мороз невелик)

Мороз невелик, да стоять не велит.

(ленивого хватает, а перед  за нос шапку снимает Мороз  проворным)

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

( и железо рвёт, Мороз птицу бьёт и на лету)

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

( Два – мороз да вьюга друга)

Два друга – мороз да вьюга.

  1. Подведение итогов. Видео ролик как итог урока

-Закончите предложения, написанные на доске:

 Если человек ещё дрожит от холода, значит,  дело…(не так уж плохо).

Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).

Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Дифференцированное.

Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.

Прочитать родителям  памятки по профилактике обморожений.

Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать.

А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались  подобным ситуациям. 

Закаливание . Оказание первой помощи при перегревание , ожогах и обморожении»

Урок биологии 8 класс

Тема: Закаливание . Оказание первой помощи при перегревание , ожогах и обморожении»

Цель: Дать понятие о роли кожи как органа теплорегуляции.

Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

2. Учить оказывать первую помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

3. Коррекция речи, памяти, мышления.

Оборудование:

Табл. «Кожа»

Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства.

Словарная работа:

Теплорегуляция, ожог, обморожение.

Структура и основное содержание урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного материала.

Беседа по вопросам. Работа у доски по таблице «Кожа».

  1. Каково значение кожи?

  2. Из каких слоёв состоит кожа?

  3. Какое строение имеет наружный слой кожи?

  4. Какое строение имеет внутренний слой кожи?

  5. Расскажите о подкожной жировой клетчатке.

Работа по индивидуальным карточкам.

  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Презентация «Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении ».

Слайд 1. Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Работа с оглавлением учебника.

Задание. Откройте «Содержание». Какую страницу надо открыть, чтобы прочитать статью «Рол кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении».

  1. Изучение нового материала

Актуализация знаний

В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные праздники. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 г. в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «Золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.

Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно мёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвало резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.

Рассказ учителя

Кожа – орган теплорегуляции.

Чтение текста « Кожа – орган теплорегуляции» в учебнике.

Тест для учащихся.

Задание: Выберите правильный ответ.

1. Температура тела у человека:

а) постоянная;

б) она зависит от температуры окружающей среды.

2. При повышении температуры воздуха сосуды:

а) не изменяются;

б) расширяются;

в) сужаются.

3. Что происходит с кровеносными сосудами в холодную погоду:

а) не изменяются;

б) расширяются;

в) сужаются.

4. Где расположены потовые железы?

а) в подкожной жировой клетчатке,

б) во внутреннем слое коже?

5. В сильную жару, при физической работе:

а) увеличивается отделение пота;

б) не изменяется;

в) при испарении пота кожа и всё тело охлаждаются.

6. Регуляция температуры тела достигается:

а) сужением и расширением кровеносных сосудов кожи;

б) потоотделением;

в) контролируется нервной системой.

Рассказ учителя.

Слайд 2. Тепловой удар.

Рассматривание рисунка в учебнике

«Первая помощь при солнечном ударе».

Слайд 3. Солнечный ожог.

Самостоятельная работа с текстом учебника, статьи «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах», «Оказание первой помощи при ожогах», «Оказание первой помощи при обморожении» .

Учащиеся разбиваются на 3 группы.

Задание: Прочитав текст учебника, рассказать о последовательности оказания первой помощи.

1 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

2 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при ожогах.

3 группа - Укажите порядок оказания первой помощи при обморожении.

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах:

  1. Больного переносят в прохладное место.

  2. Освобождают от стягивающей одежды.

  3. Голову приподнимают.

  4. Кладут на лоб и сердце холодные компрессы.

  5. Дают прохладное питьё.

  6. Вызывают врача.

  7. Если необходимо, сделать искусственное дыхание или массаж сердца.

Беседа: Ребята, некоторые из вас ходили в туристический поход в Кузнецкое Алатау. Что вы делали, чтобы не допустить перегревания в летнее время?

Слайд 4. Профилактические средства.

Задание.

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).

Слайд 13. Первая помощь при тепловом ударе.

Рассказ учителя «Оказание первой помощи при ожогах».

Слайд 5. Ожоги.

Слайд 6-7-8-9. Термические ожоги.

Слайд 10. Классификация ожогов.

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при ожогах.

  1. Обожжённый участок кожи охлаждают под струёй воды.

  2. Протирают одеколоном или слабым раствором марганцевокислого калия.

  3. Накладывают повязку с дезинфицирующей мазью.

  4. Доставляют в больницу.

Беседа1.На уроках штукатурно – малярного дела вы говорили о первой помощи при попадании на кожу извести. Если известь попала на кожу, что нужно сделать?

2. Почему нельзя прокалывать пузыри на коже?

Слайд 11-12. Первая помощь при ожогах.

Практическое задание:

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи.

На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.

Рассказ ученика.

Оказание первой помощи при обморожениях.

  1. Побелевшие нос, уши, щёки растирают рукой.

  2. Доставляют в тёплое помещение.

  3. Конечность укутывают ватой, шерстью.

  4. Дают согревающее питьё.

Беседа

1. Почему нельзя обмороженные участки тела растирать снегом?

2. Где мы можем ещё прочитать об оказании первой помощи при обморожениях? (В журналах, газетах, интернете).

Задание.

Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).

Практическое задание:

Покажите, как делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

  1. Закрепление изученного материала

Беседа:

? 1. Каково значение потоотделения?

2. Как изменяются кровеносные сосуды кожи в зависимости от окружающей среды?

3. Как оказать первую помощь при обморожении?

4. Каковы меры первой помощи при обморожении?

5. Как предохранить себя от солнечного и теплового ударов?

6. Задание на дом:

Дифференцированное задание:

1 группа: Читать и пересказывать текст.

2 группа: Читать текст и отвечать на вопросы.

Первая помощь при ожогах и обморожениях конспект мчс

Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях. Тема №14

Что такое ожог

Ожог – повреждение ткани вследствие воздействия тепла, химических веществ или электричества.

Бытует мнение, что единственная причина ожогов – это воздействие высокой температуры, но на самом деле ожоги возникают также под воздействием некоторых химических веществ и электрического тока. В литературе повреждения кожи и подлежащих тканей высокими дозами ионизирующих излучений иногда также характеризуют термином «радиационные ожоги». Учитывая особенности формирования и развития этих повреждений, предпочтительным является их определение как местных радиационных поражений. Возможны также ожоги, возникающие при действии ультрафиолетового облучения.

Обычно при ожогах поражается кожа, но иногда могут быть обожжены и подкожные ткани, а также внутренние органы, причем даже при отсутствии поражения кожи. Так, при употреблении внутрь очень горячей жидкости или едкого вещества (например, кислоты) может произойти ожог пищевода и желудка, а вдыхание дыма и горячего воздуха (например, при пожаре) может привести к ожогу легких.

При ожогах (за исключением самых легких) обожженные ткани омертвевают. Когда ткани повреждены в результате ожога, из мелких кровеносных сосудов начинает просачиваться жидкость, что вызывает образование отека. При обширном ожоге и повреждении большого количества кровеносных сосудов может развиться шок. В отличие от других видов шока при ожоговом шоке резкое снижение артериального давления не является обязательным и наблюдается нередко лишь при наиболее тяжелых его формах. Ранним признаком ожогового шока служит уменьшение количества мочи.

Электрический ожог возникает, когда через тело человека проходит электрический ток от источника тока; при этом иногда создается очень высокая температура (3000-5000°С). Такой тип электрического ожога, иногда называемый дуговым, вызывает полное разрушение и обугливание кожи в месте входа тока в тело. Сухая кожа обладает высоким электрическим сопротивлением (способностью прекращать или замедлять движение тока), поэтому в месте соприкосновения ее с источником тока большая часть электрической энергии преобразуется в тепло, вследствие чего возникает ожог. Как правило, при электрических ожогах сильно повреждаются и подкожные ткани, причем область поражения подкожных тканей может быть намного большей, чем область повреждения кожи. Сильный электрический шок может привести к остановке дыхания и нарушению сердечного ритма.

Химические ожоги возникают под воздействием различных раздражающих веществ и ядов, в том числе сильных кислот и щелочей, фенолов и крезолов (органических растворителей), горчичного газа (иприта) и фосфора. При химических ожогах зона гибели ткани медленно расширяется еще в течение нескольких часов после травмы.

Симптомы ожогов

Тяжесть ожога зависит от площади пораженной ткани и глубины повреждения. Ожоги любой природы подразделяются на четыре степени тяжести.

Ожоги I степени наименее тяжелые – повреждается самый поверхностный слой кожи (эпидермис). Кожа в месте ожога красная, болезненная, очень чувствительна при прикосновении, отечная. Обожженная область бледнеет при легком нажатии, но пузыри не образуются.

Ожоги II степени сопровождаются более глубоким повреждением с отслойкой эпидермиса. На коже образуются пузыри – красные или беловатые у основания, заполненные прозрачной густой жидкостью. При прикосновении зона ожога очень болезненна и иногда белеет.

Ожоги III степени характеризуются еще более глубоким повреждением тканей и подразделяются на 2 вида: IIIа – поражение почти всей толщи кожи (дермы), но с сохранением части росткового слоя; IIIб – омертвение всех слоев кожи и подкожного жира.

Ожоги IV степени – наиболее тяжелые. При этом происходит омертвение не только кожи и подкожного жира, но и глубже расположенных тканей: мышц, сухожилий, костей.

При ожогах III и IV степеней обожженная поверхность может быть либо серовато-белой и мягкой, либо темной (черной), обугленной, похожей на выделанную кожу. Бледная, бледно-розовая, сероватая окраска кожи может наблюдаться вследствие дистанционного воздействия инфракрасного излучения (без возгорания одежды), при ошпаривании, а также действии некоторых химических веществ. Эта окраска обычно не стойкая и через 2-3 суток сменяется темной (темно-коричневой) с образованием твердого струпа. При глубоких ожогах под обожженной поверхностью или вокруг нее через кожу просвечивает сеть мелких тромбированных кровеносных сосудов. Иногда на обожженной коже образуются пузыри. Волосы в зоне ожога легко вытаскиваются с корнем. Обожженная область нечувствительна; как правило, глубокие ожоги не сопровождаются болью, поскольку разрушаются нервные окончания, расположенные в коже.

При ожогах I-IIIa степеней (их относят к поверхностным) восстановление происходит за счет регенерации тканей. При этом различить тяжелый ожог II степени и ожог III степени иногда можно только спустя несколько дней после травмы. При ожогах IIIб-IV степеней самостоятельное восстановление тканей невозможно, необходимо оперативное вмешательство. Электрические ожоги редко бывают поверхностными, а ожоги ультрафиолетовыми лучами – глубокими.

Лечение ожогов

Около 85% всех ожогов – легкие, и необходимая помощь может быть оказана дома, во врачебном кабинете или в приемном отделении больницы. Первым делом следует снять всю одежду, особенно если она тлеет (например, синтетическую рубашку), залита горячей смолой или пропитана химическими веществами, чтобы прекратить воздействие высокой температуры и предупредить дальнейшее повреждение кожи. Химические вещества, в том числе кислоты, щелочи, органические соединения, необходимо как можно скорее смыть с кожи большим количеством воды.

Госпитализация чаще всего требуется в следующих ситуациях:

Вам полезно будет ознакомиться с видеоматериалами: “Действия при ожогах“.

Легкие ожоги

В случае легкого ожога необходимо немедленно погрузить пораженную часть тела в прохладную воду. При химическом ожоге обожженное место следует в течение долгого времени обильно промывать водой. При ожогах пальцев рук очень важно возможно раньше (до развития выраженного отека) снять кольца, перстни и т. п.

Во врачебном кабинете или приемном отделении больницы производится первичный туалет ожоговой раны, который включает мытье кожи вокруг ожога антисептическими растворами (0,25% раствором нашатырного спирта, 3% раствором борной кислоты, теплой водой с мылом) с последующей обработкой 30% этиловым спиртом. С обожженной поверхности осторожно удаляют инородные тела и отслоившийся эпидермис.

Слишком загрязненные места очищают марлевыми шариками с 3% раствором перекиси водорода или орошают растворами антисептиков. Пузыри, если они повреждены или могут быть легко повреждены, обычно удаляются. После обработки обожженную кожу подсушивают салфетками, затем на область ожога накладывают мазь с антисептиками. В дальнейшем местное лечение осуществляется открытым методом (без повязок) или с помощью периодически сменяемых марлевых повязок. Чрезвычайно важно не допустить загрязнения области ожога, поскольку из-за повреждения верхнего слоя кожи резко возрастает вероятность развития и распространения инфекции. Антибиотики помогают предотвратить развитие инфекционных осложнений, но часто можно обойтись и без них. Если прививка от столбняка делалась давно, вводят противостолбнячную сыворотку.

Обожженную руку или ногу рекомендуется держать в ­приподнятом положении (выше уровня сердца), чтобы уменьшить отек. Это возможно сделать только в больнице – приподняв часть кровати или иным способом. В случае поражения сустава при ожогах II или III степени может потребоваться наложение шины, чтобы ограничить движения в суставе и тем самым не допустить дальнейшего повреждения. Многим пострадавшим от ожога, по крайней мере, в течение первых нескольких дней, требуются обезболивающие средства, в том числе наркотики.

Тяжелые ожоги

При более тяжелых ожогах, угрожающих жизни, необходима немедленная помощь, желательно в больнице, где имеется­ ожоговое отделение. Человеку, пострадавшему от пожара, уже на месте происшествия или в машине «скорой помощи» обычно­ дают кислород через маску, чтобы нейтрализовать воздействие угарного газа (монооксида углерода), который часто обра­зуется при пожаре. Врач и медсестра прежде всего должны удостовериться, что пострадавший может свободно дышать и что он не получил опасных для жизни травм. Лечение начи­нают с восполнения потерянной жидкости и мероприятий по предотвращению развития инфекционных осложнений.

При тяжелых ожогах иногда используется гипербарическая терапия кислородом: пациента помещают в специальную камеру, куда подается кислород под повышенным давлением. Этот метод лечения особенно важен при сочетании ожога с тяжелым отравлением угарным газом. Однако применять данный метод имеет смысл в течение первых 24 часов после ожога, к тому же он не является широкодоступным.

Если при пожаре были повреждены дыхательные пути и легкие, то в трахею вводится трубка, чтобы нормализовать дыхание. Необходимость этой процедуры (интубации) определяется в первую очередь частотой дыхания: при слишком частом или, наоборот, слишком медленном дыхании в легкие поступает недостаточно воздуха, а значит, в кровь попадает недостаточно кислорода. Интубация может быть необходима в тех случаях, когда повреждено лицо или когда из-за нарастающего отека тканей гортани затруднено дыхание. Иногда трубка вводится при отсутствии очевидного повреждения дыхательных путей, но при высокой его вероятности: например, после пожара в замкнутом пространстве или взрыва, когда в полости носа или рта имеется сажа, когда огнем повреждены волосы в носу. Если дыхание нормальное, то все, что необходимо, – это дать кислород через маску.

Вам также будет интересно ознакомиться с материалами: “ Ожоговая травма и первая помощь при ее получении “.

Первичную обработку ожоговой поверхности у больных в состоянии шока откладывают до выведения из этого состояния. После очищения зоны ожога на нее наносят крем или мазь с антибиотиками; затем на пораженный участок накладывают стерильную повязку, которую обычно меняют 2-3 раза в день. При обширном ожоге чрезвычайно повышается вероятность тяжелых инфекционных осложнений, поэтому антибиотики обычно назначают и внутривенно. В том случае, если предыдущая прививка от столбняка была сделана давно, вводится противостолбнячная сыворотка.

Обширные ожоги приводят к угрожающему жизни обезвоживанию. Для восполнения потери жидкости ее вводят внутривенно. Глубокие ожоги могут сопровождаться мио­глобинурией – состоянием, при котором из поврежденных мышц выделяется белок миоглобин, пагубно действующий на почки. Если не ввести достаточно жидкости, то у больного может развиться почечная недостаточность.

На обожженной коже образуется плотная корка, называемая струпом, которая ограничивает кровоснабжение пораженной области. Это может быть опасно, особенно если струп полностью окружает руку или ногу (так называемый циркулярный ожог). В подобных случаях врач делает надсечение струпа, чтобы уменьшить сдавление здоровых тканей под ним.

Даже глубокий ожог заживает полностью, если его площадь невелика (не более 1-2 см в диаметре) и если он не инфицирован. Но при повреждении большой зоны дермы необходима трансплантация кожи, чтобы закрыть обожженный участок. Кожный трансплантат – это участок здоровой кожи, взятый либо с необожженной части тела пострадавшего (аутотрансплантат), либо от другого живого человека или трупа (аллотрансплантат), либо от животного (ксенотрансплантат) – обычно свиньи, так как кожа свиньи наиболее сходна с человеческой. Аутотрансплантаты остаются на месте пересадки постоянно, а кожные трансплантаты от других людей или животных выполняют временную функцию – защищают пораженную область, пока идет процесс заживления, и отторгаются организмом через 10-14 дней.

Свести к минимуму рубцевание и, насколько возможно, сохранить функцию обожженных областей обычно помогает физио- и трудотерапия.

Прежде чем делать пересадку кожи, желательно разработать пораженные суставы, чтобы восстановить нормальный объем движений в них. После трансплантации область ­поражения обычно иммобилизуют на 5-10 дней, до при­живления трансплантата, после чего упражнения возобновляют.

Для нормального заживления ожогов пострадавший нуждается в полноценном питании, поэтому, если человек не может самостоятельно принимать пищу, назначают питательные смеси, которые иногда приходится вводить через трубку, введенную через нос в желудок (назогастральный зонд). В случае нарушения функции кишечника – из-за его повреждения или многократных операций – питательные вещества вводят внутривенно.

Заживление при тяжелых ожогах занимает длительное время, иногда годы, и у пострадавшего может развиться выраженная депрессия. Как правило, в ожоговых центрах пациентам обеспечивается психологическая поддержка, для чего предусмотрены социальные службы, психиатры и другие специалисты.

Что такое обморожение

Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже –10 o С – –20 o С. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.

К обморожению на морозе приводят тесная и влажная одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, предшествующая холодовая травма, ослабление организма в результате перенесённых заболеваний, потливость ног, хронические заболевания сосудов нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы, тяжёлые механические повреждения с кровопотерей, курение и пр.

Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения .

Под влиянием холода в тканях происходят сложные изменения, характер которых зависит от уровня и длительности снижения температуры. При действии температуры ниже –30 o С основное значение при обморожении имеет повреждающее действие холода непосредственно на ткани, и происходит гибель клеток. При действии температуры до –10 o – –20 o С, при котором наступает большинство обморожений, ведущее значение имеют сосудистые изменения в виде спазма мельчайших кровеносных сосудов. В результате замедляется кровоток, прекращается действие тканевых ферментов.

Степени обморожения

Обморожение I степени (наиболее лёгкое) обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Поражённый участок кожи бледный, после согревания покрасневший, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отёк. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает к 5 – 7 дню после обморожения. Первые признаки такого обморожения – чувство жжения, покалывания с последующим онемением поражённого участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными.

Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. В начальном периоде имеется побледнение, похолодание, утрата чувствительности, но эти явления наблюдаются при всех степенях обморожения. Поэтому наиболее характерный признак – образование в первые дни после травмы пузырей, наполненных прозрачным содержимым. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1 – 2 недель, грануляции и рубцы не образуются. При обморожении II степени после согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение.

При обморожении III степени продолжительность периода холодового воздействия и снижения температуры в тканях увеличивается. Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи с развитием в исходе обморожения грануляций и рубцов. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2 – 3-й неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до 1 месяца. Интенсивность и продолжительность болевых ощущений более выражена, чем при обморожении II степени.

Обморожение IV степени возникает при длительном воздействии холода, снижение температуры в тканях при нём наибольшее. Оно нередко сочетается с обморожением III и даже II степени. Омертвевают все слои мягких тканей, нередко поражаются кости и суставы.

Повреждённый участок конечности резко синюшный, иногда с мраморной расцветкой. Отёк развивается сразу после согревания и быстро увеличивается. Температура кожи значительно ниже, чем на окружающих участок обморожения тканях. Пузыри развиваются в менее обмороженных участках, где имеется обморожение III – II степени. Отсутствие пузырей при развившемся значительно отёке, утрата чувствительности свидетельствуют об обморожении IV степени.

В условиях длительного пребывания при низкой температуре воздуха возможны не только местные поражения, но и общее охлаждение организма . Под общим охлаждением организма следует понимать состояние, возникающее при понижении температуры тела ниже 34 o С.

Наступлению общего охлаждения способствуют те же факторы, что и пари обморожении: высокая влажность воздуха, отсыревшая одежда, сильный ветер, физическое переутомление, психическая травма, перенесённые заболевания и травмы.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степени общего охлаждения.

Лёгкая степень: температура тела 32-34 o С. Кожные покровы бледные или умеренно синюшные, появляются «гусиная кожа», озноб, затруднения речи. Пульс замедляется до 60-66 ударов в минуту. Артериальное давление нормально или несколько повышено. Дыхание не нарушено. Возможны обморожения I-II степени.

Средняя степень: температура тела 29-32 o С, характерны резкая сонливость, угнетение сознания, бессмысленный взгляд. Кожные покровы бледные, синюшные, иногда с мраморной окраской, холодные на ощупь. Пульс замедляется до 50-60 ударов в минуту, слабого наполнения. Артериальное давление снижено незначительно. Дыхание редкое – до 8-12 в минуту, поверхностное. Возможны обморожения лица и конечностей I – IV степени.

Тяжёлая степень: температура тела ниже 31 o С. Сознание отсутствует, наблюдаются судороги, рвота. Кожные покровы бледные, синюшные, холодные на ощупь. Пульс замедляется до 36 ударов в минуту, слабого наполнения, имеет место выраженное снижение артериального давления. Дыхание редкое, поверхностное – до 3-4 в минуту. Наблюдаются тяжёлые и распространённые обморожения вплоть до оледенения.

Первая помощь при обморожениях

Ожоги и обморожения. « Основы безопасности жизнедеятельности

Цели: сформировать понятия об ожогах и обморожениях; изучить классификации ожогов и обморожений; рассказать общие правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3.Заключение:

  • повторение;
  • Д/З

Ожог—повреждение кожи и других тканей, возникшее от термического, химического, электрического или радиационного воздействия. (Дети переносят ожоги тяжелее, чем взрослые. У пожилых людей травма протекает также тяжелее, чем у лиц среднего возраста.)

Неотложная помощь при ожогах — общие и местные мероприятия на месте происшествия. Ожоги делятся на: 1) термические; 2) химические; 3) лучевые; 4) электроожоги. Детские ожоги опаснее, чем у взрослого. Они более глубже (преобладают ожоги пальцев, ладошек).

Классификация ожогов по степени тяжести:

1 степень. Ожоги полученные при воздействие t° менее 70°С. Сопровождаются болью, жжением, гиперемией. Покраснение поврежденной части тела, отек. Излечиваются быстро.

2 степень. При t° до 70°С. Являются поверхностным ожогом. Симптомы те же, но на фоне гиперемии и отека появляются пузыри наполненные прозрачной светлой жидкостью. Проходят немного дольше, через несколько дней пузыри рассасываются, кожа восстанавливается за 8-12 дней.

3 степень а) Ожоги поверхностные при t° более 70°С. Кожа повреждается на большую глубину, но при этом сохраняет ростковый слой, из которого кожа восстанавливается. Сохраняют чувствительность нервные окончания. Появляется ожоговая рана.

3 степень б) Глубокие ожоги сопровождаются разрушением росткового слоя кожи. Ожоговая поверхность содержит ожоговые раны, видны обрывки пузырей, кожные лоскуты белого и черного цвета.

Заживление при 3 степени а) 2-3 недели. Ожоговая рана очищается и в течение месяца образуется на этом месте восстановленный кожный покров. После 3 степени б) очищение дольше и после этого остается рубец, который стягивает и деформирует кожу.

4 степень. Обугливание кожи и директор. Тканей: мышц, сухожилий. Невозможно самостоятельное заживление, только при хирургическом вмешательстве. Признаками глубокого ожога являются: сухая поверхность ожоговой раны, черный или неестественно белый цвет поверхности, отсутствие чувствительности при прикосновении, отрицательная спиртовая проба (прикосновение 33% спиртом смоченным ватным тампоном — не ощущается).

ПМП: 1) Прекратить воздействие повреждающего фактора. Для начала погасить горящую одежду и вынести из горящего здания. Не гасим водой: бензин, место где есть электропроводка, большое пламя!

2) Осмотреть пострадавшего с повреждением участков тела, снять одежду и затем оценить степень ожога, на сколько опасен. Затем приступать к помощи.

1 и 2 степень не смазывать маслом и др.; можно только водой. 2 степень, если что-то прилипло не трогать!

3) Вокруг ожога обработать зеленкой, йодом не касаясь ожоговой раны. Легким движением обработать 33% спиртом. Обезболить.

4) Если ожог тяжелый следует ввести наркотическое вещество (морфин). Можно доступные средства: анальгин 2-5 мл вводится подкожно, внутримышечно; можно димедрол. Это уменьшает жжение, отечность.

5) Наложить стерильную повязку.

6) Пострадавшего уложить, тепло укрыть. Дать обильное питье (воду немного соленую, минералку, кофе, сок). Ввести камфару, кофеин и доставить в больницу.

Определение площади ожогов. Тяжесть ожога зависит не только от глубины поражения кожи и тканей, но и от размеров поврежденной поверхности.

Площадь ожоговой поверхности определяется несколькими способами:

1)правило ладони: площадь ладони равна 1% поверхности тела;

2)правило «девяток» (пригодно для определения площади ожогов только у взрослых). Условно поверхность тела разделяется на области, площадь которых составляет одну«девятку», или 9% поверхности тела, что легко запоминается. Так, голова и шея составляют одну «девятку», или 9%, каждая верхняя конечность — 9%, передняя поверхность туловища — две «девятки», или 18%, задняя поверхность туловища — также 18%, каждое бедро — 9%, голень со стопой—9% и промежность — 1% поверхности тела;

Ожоговая болезнь — возникает в результате обширной ожоговой травмы. Это синдром, включающий клиническую картину местных повреждений при ожоге и тяжелые длительные нарушения общего состояния организма. Периоды: 1. Ожоговый шок — он связан с болевым фактором и потерей значительного кол-ва плазмы (крови). Выражается в расстройствах кровообращения (учащение пульса, снижение АД.) 2 ст. Стадия токсемии, связана с отравлением организма всасывающимися продуктами распада поврежденных тканей. 3 ст. Септикотоксемия (присоединение инфекции). 4 ст. Стадия исхода: выздоровление., неполное выздоровление, летальный исход.

Обморожения. Классификация обморожений, неотложная помощь. Обморожение (О.) начинается с поверхностных мягких тканей. Происходит в связи со спазмом артериальных сосудов. Способствует О. сильный ветер, повышенная влажность воздуха, соприкосновение с холодными предметами, тесная одежда и обувь, от состояния организма (переутомление, недосыпание, голодание), прием алкогольных напитков.

О. по степени тяжести делится на 4 степени:

1 степень, когда кожа имеет мраморную или бледно-синюшную окраску и на ощупь холодная. При отогревание чувствуется покалывание, болезненность.

2 степень становится заметна через 12-20 ч. после согревания. Появляется гиперемия, синюшность, отек и появление пузырей со светлой жидкостью. Затем постепенно увеличивается боль, рассасываются пузыри. Через 1-2 недели слущивается поверхность кожи. Чувствительность конечности снижена на долго.

3 степень после согревания багровый цвет кожи. Образование пузырей с розово-красным содержимым. О. глубокое, гибнут рецепторы кожи, длительное заживление. На месте О. образуется рубец.

4 степень глубокий некроз кожи, мышц, сухожилий, костей. Этому более подвержены уши, руки. Исходом является мумификация, высыхание и почернение. Хуже является влажный некроз, вследствие развивается сепсис, гангрена.

ПМП: Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения, наличия общего охлаждения организма, возраста и сопутствующих заболеваний. Первая помощь состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения –  доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложите на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или прорезиненную ткань). Поражённые конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, небольшое количество алкоголя, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина.  

Не рекомендуется растирать больных снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи – втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении.

Литература:

1. Ожоги: интенсивная терапия. Учебное пособие для ВУЗов Назаров Игорь 2007 г.

2. Основы медицинских знаний: Учебное пособие. Р.В. Тонкова – Ямпольская, Т. Я. Черток, И. Н. Алферова. М. : Просвещение 1981.

3.  Основы первой медицинской помощи Трушкин А.Г., Гарликов Н.Н., Двуреченская В.М. и др. 2005 г.


Конспект урока по ОБЖ на тему "Оказание первой помощи при обморожении и переохлаждении"

Урок 28

Тема: Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении

Цель: предполагается, что к окончанию урока в результате деятельности учащиеся будут знать:

• понятия «обморожение» и «переохлаждение»;

• причины обморожения и переохлаждения;

• признаки обморожения и переохлаждения;

• о мерах по предупреждению обморожения и переохлаждения;

• о мерах оказания помощи при обморожении и переохлаждении;

уметь:

• правильно действовать для обеспечения собственной безопасности в сильный мороз.

Задачи личностного развития:

• способствовать развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности; умений учащихся привлекать личный опыт при изучении темы; обогащению словарного запаса;

• содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации.

Ход урока

I. Организационный этап.

— Ребята, вы любите сказки и разные истории? (Ответы.) И я люблю, потому что каждая из них со смыслом и всегда нас учит уму-разуму, преподносит жизненный урок. Хотите услышать, что мне рассказал доктор Витаминкин? Тогда аккуратно и правильно сидите, внимательно слушайте и будьте готовы к работе. Готовы?

П. Повторение изученного материала.

1. Анализ ситуации.

— Послушайте историю от доктора Витаминкина.

Однажды жарким летним днем Саша с друзьями встретился во дворе.

Не тепловато ли оделся? — заметили друзья. Но мальчик ответил, что он себя прекрасно чувствует. Сначала ребята играли в догонялки, затем в футбол. Вдруг Коля почувствовал головокружение, перед глазами замелькали звездочки. Мальчик присел на траву.

Что-то мне нехорошо и очень хочется пить.

Да у тебя лицо покраснело. Смотри, кровь из носа пошла!

Сейчас вызовем врача.

— Что случилось с мальчиком? (Получил солнечный удар.)

— По каким признакам вы поняли, что это солнечный удар?

— Как бы вы поступили на месте ребят?

2. Игра «Верители вы, что...».

— А теперь ответьте на вопросы игры «Верите ли вы, что...». Отвечая, дайте обоснованный ответ. Итак, верите ли вы, что...

• тепловой удар и солнечный — это одно и то же?

• солнечные ожоги опасны?

• люди не могут себя обезопасить от солнечных лучей в жаркую погоду?

• младшие школьники тоже могут оказать помощь при солнечном ударе?

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сейчас с жаркого лета перенесемся в морозную зиму. Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать.

Злой мороз

Нынче поутру мороз А мороз не унимается,

Ухватил меня за нос. И за ушки принимается,

А потом щипнул за пятку, И за щечки кусь да кусь,

Холодком заполз в перчатку. Только слышно хрусть да хрусть.

Пробежался по спине. Расхрабрился, затрещал,

Стало очень зябко мне. А я взял да убежал.

И. Золотухина

— Напомните, что делал мороз.

— Интересно, как это мороз может «ухватить за нос», «щипать за пятку», «заползти в перчатку», «пробежать по спине», и какие последствия для человека от таких действий мороза. Можно ли от этого уберечься? Если да, то как? А если пострадаем от мороза, можно ли как-то себе помочь? На все эти вопросы сегодня вы получите ответы. А тема урока звучит так «Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении». Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться? Какая цель урока? (Учитель дополняет ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

— Зима прекрасная, но и коварная пора года. Выйдя на улицу в морозную погоду нужно быть постоянно начеку. Вы в этом убедились, когда слушали стихотворение, да и из своего опыта знаете тоже, что мороз не любит, когда люди не соблюдают определенные правила, тогда он доставляет им неприятности в виде обморожения и переохлаждения организма. Что же это такое? Продолжите: обморожение — это... (Ответы.) А теперь загляните в словарь и прочтите формулировку данного понятия (с. 96). (Обморожение — повреждение тканей (кожи) организма под воздействием холода.) А что же тогда переохлаждение? Ваши ответы. (Пауза.) Теперь загляните в словарь. (Переохлаждение — это общее состояние человека, при котором нормальная температуры тела падает до +35 °С и ниже под воздействием холода.)

2. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (03:56—05:04, продолжительность 01:08).

— Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже 10—20 °С мороза. Обморожению способствует длительное пребывание на улице, высокая влажность воздуха и сильный ветер.

— Какие части тела часто подвергаются обморожению? (Ответы.)

— А теперь внимание на экран.

— При каких погодных условиях можно обморозиться? (При сильном морозе, а также при высокой влажности воздуха: чем она выше, тем легче обморозиться.)

— Какие части тела чаще всего подвергаются обморожению? (Щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.)

— Почему? (Все тепло концентрируется на жизненно важных органах, а этим частям тела не хватает тепла.)

3. Работа с текстом (карточка).

Учащиеся, не прочитав текст, пробуют ответить на вопрос учителя. После своего ответа, читают интересующуюся информацию и, если надо, дополняют сказанное.

— Мы узнали, какие части тела и почему подвергаются обморожению. Можем ли мы защитить их с помощью правильно подобранной одежды? Ответы на мои вопросы найдете в тексте, который есть у вас на партах.

Для того, чтобы предотвратить обморожение ушей, пальцев на руках и ногах, ступни ног и кисти рук, нужно чтобы одежда и обувь были не столько красивыми, сколько теплыми и удобными.

Начнем с головного убора. Теплая меховая шапка должна быть по размеру головы, закрывающая уши.

В чем лучше согреются пальчики: в перчатках или варежках? Отдать предпочтение нужно варежкам, так как они хорошо согревают руки за счет самих пальцев, которые находятся плотно друг к другу. Самые теплые варежки из шерсти с ворсом, выдерживают мороз в -15 "С Но для игры они не годятся, так как быстро впитывают влагу и покрываются льдом. А вот варежки, пошитые из непромокаемого синтетического материала и утепленные синтепоном или подкладкой из меха, подходят и для прогулок, и для игр.

Обувь должна быть с толстой подошвой, теплой, влагоотталкивающей, а также быть на размер больше. Это надо для того, чтобы не нарушилось кровообращение и небольшая прослойка воздуха между поверхностью ступни и обуви способствовало сохранению тепла.

Верхняя одежда должна быть теплой, непромокаемой и чуть свободной, чтобы сохранялась прослойка воздуха между одеждой и верхней одеждой, что будет способствовать сохранению тепла.

Для носа и щек одежды не существует, но эти части тела можно прикрыть шарфом или поднятым воротником, а также руками, конечно же, в варежках. Можно также воспользоваться специальным жирным кремом для рук и лица.

— Какой должны быть одежда и обувь? (Ответы.) Что об этом сказано в тексте?

— Какой должна быть шапка? (Ответы.) Найдите ответ в тексте.

— Что лучше выбрать для защиты пальцев: варежки или перчатки и почему? (Ответы.) Зачитайте третий абзац. Что узнали нового?

— Какой должна быть зимняя обувь, чтобы не пострадали пальцы и ступни ног? (Ответы.) Что об этом сказано в следующем абзаце? (После чтения.) Что узнали?

— Какой должна быть верхняя одежда? (Ответы.) Прочтите об этом в тексте.

— Можно ли защитить от обморожения нос и щеки? Как вы это делаете? Что сказано об этом в тексте?

— Запомните: через вашу голову, руки и ноги идет наибольшая теплоотдача, поэтому очень важно, чтобы шапка, шарф, варежки и обувь были теплыми. А верхняя одежда не должна быть тесной, иначе кровь не будет нормально циркулировать, а это, в свою очередь, увеличит риск обморожения Вроде бы и оделись правильно, но придя домой услышали от мамы: «Ты же обморозил себе нос?»

— Какие еще факторы способствуют обморожению? Во-первых, длительная неподвижность или малоподвижность, когда кровь плохо циркулирует, а значит, плохо согревает организм. Во-вторых» физическое переутомление. Во время активного движения не чувствуется, что нос или щеки подвергаются обморожению. Во время движений тело потеет, а значит, одежда становится влажной или мокрой. А влажные ноги или пальцы рук подвержены обморожению, В-третьих, голод. Перед тем как выйти на улицу следует хорошенько поесть. Пища дает нам энергию, которая пойдет на поддержание внутренней температуры тела.

4. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (05:05—06:05, продолжительность 01:00).

— Как же узнать, что ваш нос или кончики пальцев пострадали от мороза и на сколько это серьезно? В просмотренном фрагменте прозвучал один из первых признаков обморожения. Вспомните, какой? (Потеря чувствительности.) Давайте посмотрим следующий фрагмент. Внимание на экран. (После просмотра.)

— Назовите симптомы при I степени обморожения. (Все конечности бледнеют и теряют чувствительность. А уши сильно краснеют, потому что на них практически нет мяса, одни хрящи да кожа.)

— Обморожение I степени обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Первые признаки такого обморожения — чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. Пораженный участок кожи — бледный, покрасневший — после согревания, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отек. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает на 5—7 день после обморожения.

— Как помочь своим конечностям при I степени обморожения? (Растирать конечности сухими руками, а не снегом или колючей варежкой, растирать дома, а не на морозе, до тех пор, пока они не согреются. Рекомендуют делать ванны с прохладной водой и постепенно повышать ее температуру до температуры тела. Потом обмороженные конечности осушить полотенцем или наложить мягкие согревающиеся повязки.)

— Назовите симптомы при II степени обморожения. (На коже появляются пузыри.)

— Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. Кроме пузырей, наполненных прозрачной жидкостью, наблюдается тоже побледнение, похолодание, утрата чувствительности обмороженного участка. После согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1—2 недель, рубцы не образуются.

— Как помочь при обморожении II степени? (Быстрее обратиться к врачу.)

— Не следует делать быстрое согревание или растирание при обморожениях I—II степени. Надо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой чаты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Сраженные конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань. Пострадавшему дают горячее питье и пищу.

— Назовите симптомы при III степени обморожения. (Начинается омертвление ткани, которое приходится удалять хирургическим путем.)

— Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2—3 неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до одного месяца.

— Если вы почувствовали, что пальцы онемели, т. е. не чувствительны, немедленно идите домой или зайдите в ближайший магазин, аптеку и т. д., чтобы согреться. Когда придете домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, ушей, носа, щек. Если пустить на самотек, обморожение может привести к серьезным последствиям, а именно, к гангрене и последующей ампутацией конечности.

5. Учебный диалог с просмотром фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (06:05—07:50, продолжительность просмотра 00:45).

— Теперь давайте поговорим о переохлаждении организма. Напомните, что это такое. (Ответы.) Иными словами, нельзя мерзнуть на улице, тогда и организм наш не переохладиться. А для этого нужно в первую очередь, правильно одеться.

— Напомните, каким должен быть головной убор, верхняя одежда, обувь. (Ответы.)

— А теперь немного поговорим про то, как вы должны одеваться, готовясь выйти на холод, особенно зимой. Говорят, что нужно одеваться, как капуста. Что это значит? (Ответы.) Одежды должно быть много, но теплой, удобной и свободной. Это даст возможность сохраняться теплу за счет прослоек воздуха между одеждой и поверхностью тела. Кроме того, одежда не будет сковывать движения и сжимать ткани организма, не станет мешать нормальной циркуляции крови. А активное кровообращение — это главная теплоцентраль нашего тела!

— Что же вы наденете? (Ответы.) Надо выбирать не майку, а фуфайку, если майку, то потом выбираем гольф, а наверх шерстяной свитер. Девочки не забывают про теплые колготки, а мальчики про легинсы, только потом брюки. Хлопчатобумажные носки заменяем на шерстяные, они хорошо впитывают влагу. Запомните, лучше тепло удерживают натуральные ткани — натуральная шерсть, мех и хлопок, а вещи из синтетики плохо «дышат», не только хуже справляются с защитой тела от холода, но и могут повысить риск замерзания. Поэтому, если правильно подобрать одежду и обувь для прогулок или игр, то ваш организм не переохладится. Но, не смотря на все, каждый из нас хоть раз да замерзал, а значит — переохлаждался.

— Вспомните, какие признаки указывают на то, что вы замерзли, что организм переохладился. (Дрожь, скованность движений, побледнение кожного покрова, нечеткая речь, безразличие к происходящему.)

— А теперь внимание на экран.

— Когда можно замерзнуть? Приведите примеры. (Детом, попав под холодный ливень. На осеннем ветру, который пробирает до костей. Обмануться, глядя на весеннее солнце, которое светит, но не греет.)

— Как можно замерзнуть зимой? (Достаточно постоять без движения 15 минут.)

— Чего нельзя делать, если замерзли? (Нельзя дрожать и стучать зубами. От этого становиться холоднее еще больше.)

— Что нужно делать для того, чтобы не замерзнуть? (Двигаться, расслабиться, унять дрожь и выровнять дыхание, дышать носом.)

— Как на морозе можно согреться? (Растирать ладони одна об другую. Делать энергичные махи руками, при этом руки должны быть максимально расслаблены, а пальцы напряжены. Использовать «эскимосский» способ: руки вытягиваются вдоль тела, пальцы растопыриваются, плечами делают резкие и частые движения вверх-вниз. Когда руки согреются, их можно засунуть подмышки.)

— Как можно согреть ноги? (Шевелить пальцами ног, танцевать, приседать, бегать на месте.)

— Что делать, если замерзли нос, щеки и уши? (Растереть сухими ладонями.)

— Чего нельзя делать, если вы согрелись? (Нельзя останавливаться, садиться на холодную скамейку.)

— Как же помочь себе или сестре (брату) дома при переохлаждении? (Ответы.) Необходимо снять мокрую одежду, переодеть II сухую, уложить в постель и укутать одеялом. Приложить к грудной клетке грелку с теплой водой. Дать горячий чай. Если человек не может согреться, можно принять ванну с теплой водой, не выше 37— 40 °С. Затем снова лечь в постель, укутаться одеялом. Запомните: согревать нужно постепенно и сразу принимать ванну нельзя.

— А теперь под музыкальное сопровождение выполним упражнения, которые помогут нам согреться во время мороза и не дадут не только переохладиться организму, но и обморозиться, так как обморожение и переохлаждение практически всегда идут рядом.

Музыкальная физкультминутка. Гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах.

— А теперь закрепим полученную информацию. Сделаем это, работая в группах.

• 1-я группа. Назвать причины обморожения и переохлаждения. (Низкая температура воздуха, влажный воздух, сильный ветер; тесная, неудобная и влажная одежда и обувь; длительное неподвижное или малоподвижное положение; длительный голод; переутомление.)

• 2-я группа. Назвать симптомы обморожения.

• 3-я группа. Назвать симптомы переохлаждения.

• 4-я группа. Назвать меры по предупреждению обморожения и переохлаждения. (Не выходить без надобности на улицу в сильный мороз; укрывать от ветра лицо; в ветреную и морозную погоду открытые участки тела смазывать специальным защитным кремом; не переутомляться; правильно подбирать одежду и обувь; не выходить голодным на улицу; не находиться длительное время в неподвижной позе.)

2. Работа в группах.

А теперь представьте себя в роли врачей. Вам нужно в группах

обсудить, рассказать и показать, что будете предпринимать в определенных случаях:

• 1-я группа — при обморожении лица;

• 2-я группа — при обморожении I степени пальцев рук;

• 3-я группа — когда замерзли пальцы рук и ног рук;

• 4-я группа — при переохлаждении всего организма.

3. Работа в тетради (с. 75—76).

— С устными заданиями справились хорошо, а как на счет письменных от доктора Витаминкина?

Задание № 1.

— В первом задании доктор Витаминкин просит вас выбрать правильный вариант формулировки. (Проверка.)

Задание № 2.

— В следующем задании выберите подходящую одежду для морозного дня. Объясните свой выбор.

Задание № 3.

— А теперь дополните предложения необходимыми словам (Проверка.) Я читаю предложение и делаю паузу на месте пропуск а вы называете, какое должно быть слово на месте пропуска. (Растирать, сухими руками, снегом, варежкой. Прохладной, повышат тела. Полотенцем, повязки.)

Задание № 4.

— Молодцы, а теперь небольшой тест. Помните про самооценку(Проверка.) Если у вас ответы 1 — в, 2 — б, 3 — а, помашите мне рукой. (Учитель комментирует результат и фиксирует его у себя в тетради.)

VI. Подведение итогов.

— Пришло время подвести итог урока. Что такое обморожение Переохлаждение?

— По каким причинам происходит обморожение? Переохлаждение?

— Назовите признаки обморожения и переохлаждения.

— Какие меры по предупреждению обморожения и переохлаждения нужно соблюдать?

— Какие меры нужно предпринять по оказанию помощи при обморожении и переохлаждении?

(Учитель напоминает цель урока.) Достигнута ли цель урока

— Всегда нужно заботиться о своем здоровье. В этом вам помогу как всегда, советы и рекомендации родителей, врачей и учителе И помните, своевременно оказанная помощь может предотвратит серьезные и неожиданные последствия для нас. Поэтому будьте всегда здоровы.

VII. Рефлексия.

Метод «Чемодан, мясорубка, корзина» (см. урок 6, с. 58).


Смотрите также